Янукович и угольный "Титаник"

Стоя на "капитанском мостике" украинского углепрома, президент уверяет, что с ним все хорошо. Но вот статистика демонстрирует обратное

В преддверии Дня шахтера президент Виктор Янукович посетил украинский центр угледобывающей отрасли Донецк, где обрисовал радужные перспективы этого сектора украинской экономики: дескать, отрасль растет, развивается, грядет закрытие старых (нерентабельных) шахт и открытие новых. А зарплаты работников "кувалды и комбайна" будут расти и расти, и вообще все будет замечательно. Шахтерам, конечно, понравилось. Но вот экспертов отрасли и журналистов такие заявления гаранта заставляют всерьез задуматься об адекватности оценки состояния отрасли в последние годы.

2013 год нельзя назвать удачным для угледобытчиков. Правительственные решения прошлых лет привели к тому, что в отрасли наблюдается стойкий кризис перепроизводства, в связи с которым показатели добычи угля в Украине сокращаются с каждым месяцем, дотации на "поддержку штанов" шахтерам и убытки госшахт растут едва ли не в геометрической прогрессии, а попытки поддержать отечественного производителя путем введения квот на импорт угольной продукции встречают стойкое сопротивление со стороны других промышленников — металлургов и цементников.

Гарант уверен, что "угольная отрасль Украины одной из первых вышла на докризисные объемы производства". Согласно информации агентства "Интерфакс-Украина", в ходе выступления в Донецке глава государства обнародовал следующие показатели: за последние три года рост добычи угля превысил 15 млн тонн, а за 7 месяцев этого года уже добыто 48 млн тонн, что на 12% выше плана.

Планы планами, но статистика Министерства энергетики и угольной промышленности демонстрирует, что не все в порядке в "датском королевстве". За 7 месяцев текущего года украинские шахты снизили добычу на 4,5% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Эти 4,5% — это около 2,3 млн тонн угля, что составляет годовое потребление этого топлива например сгоревшей Углегорской теплоэлектростанцией, которая считалась ключевым поставщиком электроэнергии в донецком регионе. При средней цене реализации товарной продукции, определяемой профильным министерством, в 500 гривень/тонна, этот объем в денежном выражении — около 1,2 млрд грн, что почти равнозначно месячному объему убытков государственных шахт, которые в июле составили 1,23 млрд грн, а за 7 месяцев и того больше — 8,43 млрд грн. При этом гарант говорит о позитивной динамике производства. О каком успехе при таких показателях можно говорить?

Виной такому снижению сложная ситуация со сбытом угольной продукции. По состоянию на июнь профицит угля в стране составлял 9,5 млн тонн. "Точка невозврата" для украинского углепрома была пройдена зимой 2012-2013 годов. В результате стахановских темпов работы в прошлом году (рост добычи год-к-году в 2012-м составил 4,8%) на складах электростанций 1 января 2013 года накопилось 5,8 млн тонн угля, в то время как годом ранее было около 4 млн тонн. При этом Украина сократила экспорт угля (с 6,99 млн тонн в 2011-м до 6,1 млн тонн в 2012-м). И это все на фоне государственной политики по увеличению добычи угля, начатой в 2010 году.

Для того, чтобы спасти угольный "Титаник", в правительстве в марте принимают решение квотировать угольный импорт, особенно в части коксующихся углей, ограничив их ввоз до 10,2 млн тонн в год, что тут же вызвало бурю эмоций у металлургов и цементников, желающих закупать качественную зарубежную продукцию вместо отечественной. И тут никакое желание поддержать отечественного производителя не поможет — украинский уголь имеет высокое содержание серы (до 4%), что значительно ухудшает качество получаемой на выходе металлопродукции (да и оборудование может повредить). Вот и пытаются с этим всем "взлететь" украинские промышленники, которым и так приходится несладко.

И вот так, с избытком собственной дорогущей (себестоимость добычи угля на госшахтах составляет 1500-1900 грн/тонна) продукции, отсутствием прибыли и модернизации выкарабкаться из ямы украинские госшахты фактически не в состоянии. И если концессионные производства более-менее держатся "на плаву" благодаря инвестициям частников, то государственный сектор превратился во всепоглощающую "черную дыру", втянув 7,8 млрд грн за 7 месяцев (из выделенных на год 9,6 млрд!) и попросив "добавки" в размере 6,4 млрд грн бюджетных денег.

А гарант говорит, что заработная плата шахтеров в Украине в этом году почти на 10% выше прошлогодних показателей и будет продолжать увеличиваться, покрывая все социальные гарантии. И ее рост он связывает с ростом производительности труда и повышением эффективности работы шахт. Только где же эффективность при таких убытках, пока не ясно.

А вот обещания по закрытию старых шахт и открытию новых — желанное нововведение. Большинство используемых государством производств истощены, да и с модернизацией на них туговато. Только вот за почти 22 года украинской независимости не "выкопали" ни одной новой шахты, да и в ближайшее время этого не предвидится. Она же не появится по щелчку пальцев или по велению "копать от забора и до обеда". Это — миллионные инвестиции в геологоразведку, закупку нового современного оборудования, начало выработки. Китай не постыдился запланировать закрытие 3 тыс. малых нерентабельных шахт с добычей объемом 100 млн тонн в год (что на 14 млн тонн больше, чем весь уголь, добытый в Украине за 2012 год), переквалифицировав шахтеров в другие специальности. И теперь импортирует уголь из других стран. Это отнюдь не агитация выставить шахтеров на улицы, но вряд ли миллиардные дотации и заверения в успешности сектора смогут спасти украинский углепром. По крайней мере, в ближайшие годы.