Юрий Евенко: "Олком" готов к эволюционному скачку через освоение смежных рынков

Юрий Евенко: "Олком" готов к эволюционному скачку через освоение смежных рынков
СЕО "Киевского маргаринового завода" Юрий Евенко рассказал Delo.ua о том, как вывести украинские торговые марки на европейский рынок, как увеличить В2В-продажи в три раза, удвоить выручку и запустить экспорт
Адаптуйте бізнес-стратегію до сучасних викликів разом з управлінцями «Біосфера», Ajax, Bolt, Prom.ua, Uklon та ще понад 60 топових компаній
13 грудня на GET Business Festival отримайте перевірені стратегії залучення інвестицій для бізнесу, просування продукту онлайн та цифровізації бізнесу.
Забронювати участь

За первое полугодие 2019 года Группе компаний "Олком" удалось модернизировать производство, увеличить объем продаж, вывести на рынок новую продукцию. Сейчас "Олком" — это хорошо узнаваемый бренд, чья продукция пользуется огромной популярностью среди украинских потребителей. Ныне ТМ "Олком" активно готовится к выходу на зарубежные рынки. О причинах такого успеха и о планах компании на будущее Delo.ua рассказал СЕО "Киевского маргаринового завода" Юрий Евенко. В этом году на праздновании 70-летия "Киевского маргаринового завода" вы заявляли, что по итогам 2019 года Группа "Олком" увеличит выручку вдвое — до 1,2 млрд грн. Уже прошло первое полугодие. Как вы считаете, это реалистичная цель для компании? – Результаты первого полугодия, по предварительным оперативным данным, подтверждают ее реалистичность. Мы почти утроили продажи наших привычных ассортиментных позиций потребителям сегмента В2В. В В2С-сегменте выпускаем дополнительные продукты, также демонстрирующие позитивную динамику. Кроме того, "Олком" готовится выходить на внешние рынки уже не только как субэкспортер (поставщик ингредиентов для экспортоориентированных предприятий), но и напрямую. Сейчас мы занимаемся реорганизацией отдела продаж и уже разработали дорожную карту дальнейшего движения в этом направлении. Если говорить о динамике категорий — в отдельности о В2В и В2С. Как и за счет чего они развиваются? – В2В и В2С у нас примерно сопоставимы по объемам выручки. Вдаваться в детали начнем с традиционной базовой категории потребителей продукции "Олком" — В2С-сегмента. В свое время мы первыми в Украине начали производить фасованный маргарин и удерживаем лидерство в категории по технологическим и рыночным параметрам. Рынок розничных товаров высококонкурентен и динамичен. Предпочтения потребителей меняются — люди хотят чего-то нового. Поэтому рост возможен исключительно за счет выпуска новых SKU, и по этому пути мы последовательно идем. До конца года планируем выпустить три новинки. И параллельно обновляем имеющуюся линейку, совершенствуем рецептуры, проводим редизайн упаковки, выводим из ассортимента позиции, не демонстрирующие достаточной динамики или объемов. В общем, стараемся соответствовать ожиданиям рынка — над этим постоянно работает наш отдел R&D, а с ним сотрудничают все остальные службы. К тому же диверсификация продуктового портфеля помогает поддерживать стабильность совокупного объема продаж и финансовых показателей. К примеру, сезонное снижение спроса на один продукт компенсируется за счет других ассортиментных позиций. А какова динамика развития Группы компаний "Олком" в сегменте В2В? – Мы интенсивно осваиваем этот сегмент с прошлого года. По итогам первого полугодия 2019 года объем продаж в категориях "весовые маргарины" и "специализированные жиры", предназначенных для кондитеров и других подотраслей пищевой промышленности, вырос на 178% — почти в 3 раза. Согласитесь, весьма впечатляющая динамика! Экспорт "кондитерки" ежегодно растет, по нашим оценкам, примерно на 15%, а некоторые производители достигают даже 30%-ного прироста. "Олком" развивается синхронно с нашими промышленными потребителями. За последнее время для выпуска продукции сегмента В2В мы приобрели и ввели в эксплуатацию новую линию по наливу жиров, позволяющую обеспечить соответствие их качества жестким стандартам Европейского Союза и других развитых экономик. Нам доверяют крупные известные экспортоориентированные бренды — покупают наши ингредиенты. Какой продукт лидирует по выручке в категориях В2В и В2С? – В сегменте В2В наш несомненный лидер — специализированные жиры для кондитерской отрасли. В перспективе мы рассматриваем возможность вывода на рынок заменителей молочных жиров. Что касается В2С-сегмента, есть девять продуктов, являющихся локомотивом продаж в категориях майонезной продукции и фасованных маргаринов. Также мы выпускаем подсолнечное масло. Это высококачественный премиальный продукт элитного качества, проверенный временем и имеющий своего постоянного потребителя. Каковы предварительные итоги модернизации маргаринового завода. Какие инновации были внедрены за последнее время и как это повлияло на результаты компании? – О бизнес-результатах — впечатляющем приросте продаж — я уже рассказал. В среднем, если учесть динамику всех сегментов и позиций, мы выросли более чем на 70% по сравнению с первым полугодием прошлого года. Теперь об инновациях. Мы начали с замены лабораторного оборудования. Сейчас наша продукция, как я уже говорил, соответствует европейским и мировым стандартам качества. То есть в своей работе мы заметно опережаем украинские стандарты, которые по меркам глобального рынка уже довольно архаичны. Поэтому контроль качества у нас в абсолютном приоритете. Чтобы наладить его на должном уровне, мы приобрели совершенно новую технологическую лабораторию с современным оборудованием. Она позволяет как проводить практически все возможные виды анализа произведенной продукции, так и осуществлять довольно придирчивый жесткий контроль входящего сырья. Кроме того, сейчас заканчивается строительство и оснащение холодильным оборудованием нового склада. Это позволит нам заметно увеличить объемы отгрузки готовой продукции в грядущий "высокий сезон".

Продукция для розницы должна быть продумана до деталей, проверена, качественно "одета"
И конечно, раз мы планируем выпускать новые SKU, будем вкладывать деньги в оборудование, необходимое для этого. Вы упомянули о планах прямых поставок продукции "Олком" за рубеж. На какой стадии этот процесс? – В рамках реорганизации департамента продаж мы усилили экспортную группу. Идут интенсивные переговоры с зарубежными партнерами, два контракта по поставкам в ЕС уже на стадии подписания. Чтобы финализировать их, мы детально прорабатываем продуктовую линейку, тестируем ассортиментные позиции на соответствие всем требованиям и так далее. Получение необходимых европейских сертификатов — лишь вопрос времени, так как мы де-факто соблюдаем стандарты ЕС при производстве продукции. В сегменте В2С планируете остановиться на трех новых продуктах, или это не предел? – Думаю, остановимся на трех. Продукты нужно не только создать, но и развивать. Наш бескомпромиссный приоритет — эталонное качество. Продукция для розницы должна быть продумана до деталей, проверена, качественно "одета". Только после этого она может "встретиться" с потребителем. А вот сегмент В2В имеет иную специфику — позиции выпускаются под конкретный рыночный запрос. Нам регулярно заказывают выпуск опытных образцов, поэтому R&D для сегмента В2В — непрерывный процесс. Тут мы постоянно внедряем новинки. Текущий ассортимент ингредиентов для предприятий пищепрома включает более 20 позиций. И десяток В2В-позиций у нас всегда в разработке. Какая часть из разрабатываемой продукции проходит тестирование и потом попадает на рынок? –10-20%. Мы и не беремся делать все. Во-первых, надо оценить потенциальную маржинальность — она должна быть интересна нам как производителю. Во-вторых, мы работаем с нашими стержневыми, "якорными" клиентами. Как надежный партнер мы удовлетворяем все их технологические запросы — считаем, что это фундамент деловых отношений. Зачем вам нужно "обгонять" украинские стандарты? – Это вопрос нашей стратегической устойчивости. Продукция многих производителей-"пищевиков" уже сейчас с трудом удовлетворяет требования даже архаичных украинских стандартов. Приведу простой пример. Украина — последняя страна среди соседей — России, Молдовы, Грузии, Беларуси, я уже не говорю о странах ЕС и остальной части мира — не снизила норматив содержания трансизомеров в пищевых продуктах. Во всем мире их доля не должна превышать 2%, украинский стандарт допускает 8%, а законодательство даже не требует указывать на потребительской упаковке долю трансизомеров. "Олком" уже перешел на европейский стандарт, потому что мы смотрим на внешние рынки, а продукция наших потребителей-экспортеров также должна соответствовать стандартам, принятым в глобальном масштабе. Но почему украинская власть до сих позволяет производителям кормить украинцев продуктами, которых в цивилизованном мире уже нет? Вопрос риторический.
Украина — последняя страна среди соседей — России, Молдовы, Грузии, Беларуси, я уже не говорю о странах ЕС и остальной части мира — не снизила норматив содержания трансизомеров в пищевых продуктах
Планирует ли "Олком" выходить за пределы масложировой отрасли? Где сейчас имеется хороший потенциал для роста на внутреннем и зарубежных смежных рынках? – Мы работаем с рядом международных финансовых институций, совместно прописываем долгосрочные стратегические планы и цели. С одной из них мы прорабатываем вопрос эволюционного скачка для "Олком". Как одна из опций — освоение смежных рынков. Например, посматриваем в сторону молочной отрасли — производства заменителей молочных жиров. В следующем году должен вступить в силу в соответствии со стандартами ЕС запрет на промышленную переработку молока, поставляемого домохозяйствами. Будет полностью перестраиваться рынок — вся линейка молочных продуктов, соответственно, цены на них. Очень многие игроки, вероятно, уйдут. Новое состояние молочного рынка определит наши оценки его перспектив на 3-10 лет. И соответственно, мы сможем оценить собственные бизнес-возможности на этом рынке. Как идут переговоры с внешними инвесторами? Кто интересуется компанией? – Поименно я их не назову — это обычные ограничения конфиденциальности и требования простого здравого смысла. Это не один инвестор, их несколько. Это упомянутые ранее международные финансовые институты, которые могут как войти в капитал со своими инвестициями, так и просто предоставить финансирование на развитие. С каждым из потенциальных партнеров переговоры находятся на разных стадиях, поэтому пока преждевременно раскрывать их детали. Почему вы ориентируетесь на западные инвестиции? – Нам интересно не столько получить деньги — наши инвестиционные проекты не столь затратны. Группа может профинансировать эти инвестиции самостоятельно в течение нескольких лет. Привлечение серьезного внешнего инвестора просто приблизит старт нашего эволюционного скачка. И конечно, нас интересует стратегический партнер, который смотрит не на год-три вперед, а минимум на десятилетие. В Украине его поиск безнадежен — существует проблема, мягко говоря, незрелой деловой этики в отечественной бизнес-среде. Все живут "короткими моментами", краткосрочным планированием по спекулятивному принципу: "За рубль купил, за три продал, на эти проценты и живу". Мы же заинтересованы в цивилизованном бизнес-партнерстве, и поэтому ориентируемся на Запад. Дмитрий Филипенко, Delo.ua