Как аэропорт "Киев" отбирает пассажиров у "Борисполя"

После банкротства "Аэросвита" аэропорт "Борисполь" теряет не только пассажиров, но и авиакомпании, которые переходят в аэропорт "Киев" ("Жуляны")

Международный аэропорт "Киев" ("Жуляны") за 9 месяцев 2013 года обслужил более 1,4 млн пассажиров, что на 130% больше показателей 2012 года. Так, пассажиропоток на международных рейсах за 9 месяцев 2013 года составил 1,05 млн человек, а на внутренних рейсах было обслужено почти 360 тыс. пассажиров.

И на этом руководство аэропорта "Киев" не собирается останавливаться. "По итогам 2013 года мы рассчитываем выйти на 2 млн пассажиров. А уже в следующем году аэропорт планирует увеличить пассажиропоток на 15-20% и довести в 2014-2015 годах общий пассажиропоток до 2,5 млн пассажиров", — говорит глава совета директоров аэропорта "Киев" (Жуляны) Денис Костржевский.

В тоже время главный столичный аэропорт — "Борисполь" — продолжает терять пассажиров. Так, в январе-сентябре 2013 года он сократил пассажиропоток на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года — до 5,986 млн пассажиров. Основной причиной падения является потеря основного перевозчика — "Аэросвита", который обеспечивал 32% всего объема перевозок через аэропорт "Борисполь". Не последнюю роль сыграла и база сравнения — в 2012 году Украина принимала чемпионат Евро-2012, а, соответственно, и большое количество иностранных туристов. Падение пассажиропотока признают и в руководстве аэропорта. "Произошел спад пассажиропотока, что привело к убыточной деятельности. Но ситуация исправляется. В августе 2013 года мы имели такие же показатели пассажирооборота, как и в августе-2012: в среднем ежедневно вылетало 30 тыс. пассажиров. Впрочем, отставание преодолеть до конца 2013-го не удается — в начале года у нас был провал", — говорит в интервью "Инвестгазете" сообщил новый генеральный директор главной воздушной гавани Алексей Кочанов.

О новых авиакомпаниях

"Сейчас мы активно работаем над привлечением новых авиакомпаний в аэропорт "Киев", — продолжает Денис Костржевский.

Действительно, за последние два года число авиакомпаний в аэропорту "Киев" значительно расширилось. Так, с 27 марта 2011 года через аэропорт осуществляет все свои рейсы единственная украинская лоукост-авиакомпания Wizz Air. Российская авиакомпания "Трансаэро" с 15 июня 2012 года в дополнение к своим рейсам из "Домодедово" (Москва) в "Борисполь" открыла также ежедневный рейс в аэропорт "Киев", а уже с началом зимней навигации 2012/2013 авиакомпания полностью перенесла все свои рейсы в "Жуляны". По пути "Трансаэро" пошли еще одна авиакомпания, — "ЮТэйр-Украина" — которая с переходом на зимнее расписание 2012/2013 года перенесла все свои рейсы из "Борисполя" в "Жуляны". В апреле 2013 года аэропорт "Киев" подписывает договоры с итальянской Air One и испанской Vueling Airlines. А в июле пассажиропоток аэропорта был увеличен за счет прихода еще одного дискаунтера — flydubai. Авиакомпания из ОАЭ выполняет рейсы по маршруту Киев — Дубаи с 15 сентября 2013 года сразу из двух аэропортов столицы.

Более того, даже главный перевозчик страны — крупнейшая в Украине авиакомпания МАУ — изъявила желание открыть чартерные перелеты из аэропорта "Жуляны", но пока ни одна из сторон не комментирует этот вопрос. "Да, МАУ к нам обращались. Но пока все на стадии переговоров", — сказал Delo.UA Денис Костржевский.

Причина, по которой авиакомпании предпочитают аэропорт "Киев" "Борисполю", очевидна: авиационный сбор в "Жулянах" в несколько раз ниже. "В Украине есть дорогой аэропорт "Борисполь" и более дешевый "Киев" ("Жуляны"). В "Жулянах" сбор ниже, кроме того, с этим аэропортом у нас контракт — чем больше пассажиров мы перевозим, тем меньше платим в расчете за одного паcсажира. В "Борисполе" тоже работает такая схема, но мы просчитали, что перейти в более низкий ценовой сегмент нам удастся только через 10 лет. В аэропорту "Киев" это сделать легче. И менеджмент аэропорта более открытый", — говорит коммерческий директор "Визз Эйр Украина" Наталья Артемова.

Отметим, что аэропорт "Жуляны" предоставляет преференции тем авиакомпаниям, которые обеспечивают наибольший пассажиропоток для аэропорта. "На "Визз Эйр Украина" приходится около 50% пассажиропотока. Соответственно, у нее самые большие скидки", — говорит Денис Костржевский

Свой ход в "ценовой войне" готовит и "Борисполь", который решил усовершенствовать свою систему скидок. У аэропорта сегодня существуют специальные предложения 10–30%, которые получают авиакомпании со значительными объемами перевозок, а также скидки на обслуживание трансферных пассажиров. "За обслуживание трансферных пассажиров мы планируем брать 50% тарифа. Кроме того, скидка за обслуживание новых направлений составит 75% в первый год, 50% во второй и 30% — в третий. Ожидаю, что новый тарифный план заработает уже начиная с зимнего расписания 2013/14. Единственный сбор, по которому мы не планируем предоставлять скидку — авиабезопасность. На этом экономить нельзя", — говорит Кочанов.

Помимо ценового фактора, в пользу "Жулян" играет его месторасположение. "У "Жулян" есть ряд преимуществ — это и расположение аэропорта (8 км от центра Киева) и обновленная инфраструктура", — продолжает Артемова.

Подтверждают это и туроператоры. "Если цена перелета одинаковая в обоих аэропортах, то при выборе места вылета для туриста важно расположение — если ехать на такси, то куда ближе и дешевле. А до "Борисполя" бывает сложно добраться из-за пробок на мосту. Важный момент и сервис в аэропорту — цены в кафе в "Жулянах" намного скромнее", — поясняет директор по туризму компании "Пан Укрейн" Ольга Юденко.

Однако не все авиакомпании могут перейти в аэропорт "Киев". Дело в том, что в "Жулянах" есть ограничения по длине взлетно-посадочной полосы (ВПП). Сейчас ее длина в 2350 метров ограничивает аэропорт "Киев" на прием воздушных судов по граничному взлетному весу. В 2014-2015 годах ВПП "Жулян" собираются удлинить на 150 — 250 метров, что позволит аэропорту принимать такие самолеты, как Airbus-321, Boeing 737-800. А вот о новой ВПП речь пока не идет — она появится не ранее 2018 года. И то если удастся выкупить землю и найти финансирование, которое оценивается на уровне $100 млн.

Вне конкуренции

Таким образом, аэропорт "Борисполь" все еще остается главными аэропортом страны. Однако почивать на лаврах в компании не собираются — конкуренты наступают очень быстро. Так, за последние 2 года аэропорт "Киев" активно наращивал пассажиропоток. Так, по итогам 2011 года он составил 469,8 тыс. пассажиров, а уже по итогам 2013 года — 862 тыс. человек.

"Мы не будем переманивать авиакомпании, которые перешли работать в аэропорт "Киев". У каждого аэропорта свой клиент и свои преимущества. У нас есть две всепогодных взлетно-посадочных полосы (ВПП), принимающие любые типы гражданских самолетов, современные терминальные комплексы общей площадью 170 тыс. кв. метров. Это наши неоспоримые преимущества. К началу будущего летнего сезона будет построен многоуровневый паркинг на 2038 машиномест. Появится топливно-заправочный комплекс, который позволит заправлять среднемагистральный самолет за 20 минут, дальнемагистральный — за 40. Сегодня на это уходит 40-50 минут и два часа соответственно", — говорит Алексей Кочанов.

Несмотря на все выше написанное руководство "Борисполя" не собирается сидеть, сложа руки и активно приступило к его реформированию: новые, более вместительные паркинги, рокировка терминалов и т.д. "Терминал D был сдан в эксплуатацию в конце мая 2012 года, накануне старта футбольного чемпионата Европы. Но вот успеть с сопутствующей инфраструктурой — парковкой, магазинами беспошлинной торговли, точками общественного питания — не удалось. Все эти проблемы постепенно решаются", — говорит Кочанов. Так, уже принято решение о том, что открытый в 2010 году пассажирский терминал "F" будет отдан под грузовые перевозки уже в следующем году. Кроме того, в терминал D переведут внутренние рейсы.

"После реорганизации терминалов в аэропорту "Борисполь" пиковая загрузка главной воздушной гавани будет составлять около 70%", — резюмирует директор аэропорта "Борисполь".