Как иностранцу открыть IT-бизнес в Украине — опыт Global Tech Makers Рафала Шиманського

Как иностранцу открыть IT-бизнес в Украине — опыт Global Tech Makers Рафала Шиманського
Какое будущее ждет Украину в сфере IT и чем она привлекательна для западных инвесторов? Как открыть успешный бизнес в Украине и не прогадать? Об этом рассказывает Рафал Шиманський, основатель IT-компании Global Tech Makers
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

С начала 2017 года на краудфандинговых площадках Kickstarter и Indiegogo был0 запущено 35 кампаний украинских стартапов. Уже к концу прошлого года эти проекты собрали свыше $1,8 млн. Какое будущее ждет Украину в сфере IT и чем она привлекательна для западных инвесторов? Как открыть успешный бизнес в Украине и не прогадать? Об этом рассказывает Рафал Шиманський, основатель IT-компании Global Tech Makers, которая занимается как разработкой собственных продуктов, так и предлагает решения для сторонних компаний. Не так давно компания запустила собственные продукты: рекламную сеть EasyVisual и screen lock приложение BannersApp для продвижения брендов, которая уже работает на рынках Польши, Германии, Турции, Южной Кореи, Вьетнама и других стран.

Рафал, начнем с главного. Почему ваш выбор пал именно на Украину, ведь вы могли спокойно открыть дело в любой другой стране?

Надо сказать, что слова про "открыть дело в любой стране" слишком громкие. Любой IT-бизнес стоит на таких столпах, как географическое расположение, кадры и инфраструктура, интегрированость страны в мировую экономику.

Поясню. Современные средства связи позволяют вести дела из любой точки мира, но многие упускают такой простой факт, как часовые пояса и культурные различия. Как бы вам ни хотелось, но если вы базируетесь в условном Вьетнаме, то удобнее всего вам будет вести дела именно с клиентами из Юго-Восточной Азии. Плюс, ваши сотрудники будут больше в курсе трендов и потребностей рынка своего региона, а не условной Италии, которая находится на другом конце земного шара.

Второй момент — кадры. Не в любом государстве мира можно найти квалифицированных специалистов по приемлемой стоимости. Плюс нужно понимать, что в каждой стране скорость подготовки мощных кадров разная, как и "плотность" их распределения. Для западных и европейских стран этот показатель выше, в менее развитых регионах — ниже.

Ну и, конечно же, инфраструктура. И я сейчас говорю не только о быстром и доступном интернете, а в целом о развитости страны, возможности быстро улететь на переговоры с инвесторами или клиентами, привлекательности государства для релокации специалистов из других частей мира.

Где удобнее развивать IT-бизнес: в Украине или других странах, например, в США?

Когда речь заходит об открытии IT-бизнеса, многие почему-то вспоминают о США и конкретно Кремниевой долине, но мало кто понимает, какой уровень конкуренции по всем параметрам там существует, фактически, это уже одно из самых дорогих мест для жизни и работы на планете. Я настаиваю, что Украина в этом плане гораздо более прекрасное место для жизни и работы, а люди отличаются неподдельной искренностью, добротой и увлеченностью своим делом, это то, что сразу ощущаешь, начиная жить здесь.

В настоящий момент Украина — это главный европейский аутсорсинговый разработчик. Это говорит о наличии большого количества квалифицированных кадров, но одновременно с этим отсутствию некой предпринимательской амбициозности, которая породила массовое стартап-движение. Ведь продуктовая компания, это всегда бОльший риск, чем аутсорс, но при этом и награда в случае успеха выше. На мой взгляд, этому способствует две составляющие: наличие компетенций в отрасли и венчурный рынок. И если с первым пунктом в Украине уже давно все хорошо, венчурный рынок только находится в стадии зарождения. Тем не менее, этот процесс, как снежный ком, будет нарастать по экспоненте, ведь заложена огромная фундаментальная основа.

Отвечая на вопрос, где удобнее делать IT-бизнес — на рынках, которые еще не замечены глобальными игроками, с невысокой внутренней конкуренцией, собственно, эти выгоды мы и ощущаем на себе каждый день!

Вы упоминали о релокации. То есть, украинские компании приглашают иностранных специалистов?

Конечно приглашают. Более того, Киев и Харьков входят в так называемую группу восточноевропейских IT-хабов — городов, с большим количеством IT-компаний. Они наравне с другими городами-хабами региона успешно конкурируют за специалистов, предлагая как интересные проекты, так и достойные условия для жизни. А во Львове с каждым годом рынок IT развивается все более динамично, поэтому потребность в иностранных специалистах довольно высока.

Что это за IT-хабы?

Это города, в которых последние 10-15 лет активно развивался бизнес аутсорс-разработки для внутреннего и внешнего рынка. Самые крупные — Киев, Харьков, Таллин, Минск, Варшава и другие. Польская столица стоит в списке последней, потому что там этот процесс начался чуть позже.

Как вы оцениваете рынок IT Украины в целом?

Украина — большое и современное государство, так что IT-сектор развивается тут с очень высокой скоростью. У страны есть два основных необходимых для развития сектора признака: возможность разработки как для внутреннего, так и внешнего рынков, плюс большое количество специалистов. Фактически, пока будет расти общемировой спрос на IT-продукцию, будет расти и индустрия внутри страны.

То есть украинские IT-компании привлекательны для международных инвестиций?

У IT-компании нет гражданства. Английский — стандартный язык мировой разработки, каждый девелопер минимум умеет читать техническую литературу на нем, а большинство — свободно говорят и пишут. Для инвесторов важны только две вещи: продукт и команда. Если продукт конкурентен, глобален и имеет перспективы, а команда — опытная и квалифицированная, то вы привлечете международные инвестиции. Скажу больше, инвесторов можно найти даже под локальные проекты, просто это будут внутренние инвестиции от, например, украинского бизнеса. В интернете нет границ, об этом всегда надо помнить, а людей со свободными деньгами с каждым годом в мире становится больше.

Вы говорили, что один из столпов IT-бизнеса — это кадры. По какому принципу вы подбираете себе сотрудников?

Конечно, мы обращаем внимание на опыт соискателя, его участие в других проектах, но в то же время мы готовы брать молодых специалистов, которые полностью отдаются делу, готовы учиться. Думаю, многие слышали о подходе Netflix в кадровом вопросе: они не берут новичков, только матерых разработчиков. Я уже слышал, что это, якобы, "путь к настоящему успеху". Но нужно понимать, что Netflix сейчас ведет бесконечную гонку с другими гигантами и подвержен взрывному росту, нельзя их опыт экстраполировать на весь сегмент, как это делают некоторые.

Мы охотно нанимаем талантливых джуниоров наравне с более опытными специалистами, обучаем их, даем развиваться. Молодые специалисты чаще всего амбициозны и могут не знать, что поставленные им задачи невыполнимы (улыбается). Именно такие специалисты часто выдают результат, пока опытные взвешивают возможности и угрозы, ищут причины для возможных неудач. Разумеется, менторами молодых ребят выступают опытные сотрудники, которые всегда готовы прийти на помощь.

Сейчас в моей компании Global Tech Makers работает более ста человек различного уровня квалификации, все они вовлечены в процесс постоянного самосовершенствования, начиная от каких-то символичных ежемесячных рейтингов, призов, проведению семинаров для разработчиков, так и обучению английскому языка всей команде. Например, у нас в штате есть преподаватель по английскому языку, который проводит групповые и индивидуальные занятия с каждым.

Не так давно вы успешно запустили сеть EasyVisual, которую уже успели оценить рекламодатели. Как родилась идея проекта?

Впервые мы представили наш проект на международной конференции в Макао в этом году. Идея пришла мне достаточно давно, а баннерная реклама по-прежнему пользуется огромным спросом, однако не всегда дает приемлемый результат.

Существует две серьезные проблемы всего сегмента: баннерная слепота и завышенные цифры статистики со стороны площадок. Часто реальные просмотры рекламы составляют 5-10% от заявленных. Более того, совсем недавно завершились судебные дела в отношении Facebook, когда сама компания призналась в том, что на 60-80% завышала статистику просмотров видео, а всего несколько недель назад вышло независимое расследование, которое пришло к выводу о том, что алгоритмы Facebook в некоторых случаях завышали просмотры в 3-5-10 раз! Только вдумайтесь, рекламодатели могли впустую сжигать до 99% от бюджета, деньги просто уходили в пустоту.

Концепция нашего проекта исходит из того, что рекламодатели получают реальные просмотры с гораздо более высоким откликом. Это сразу видно на статистике CTR, если стандартный показатель для баннерной рекламы 0.1-1%, в нашем случае мы получаем 4-7%, даже без каких-либо сверхоригинальных идей в креативах. В конечном счете, мы помогаем сэкономить рекламодателям огромные суммы. В ближайших планах детализирование статистики, подключение новых форматов рекламы и многое другое.

Ваша компания одновременно работает над несколькими проектами и периодически запускает новые. Как вы справляетесь со стрессом и нагрузками?

Без стресса в нашем деле, к сожалению, не обойтись. Мой мозг работает 24 часа в сутки. Поэтому мой стоматолог говорит, что во сне сотру себе все зубы: когда мозг ночью работает, ты начинаешь скрежетать зубами. Это называют "болезнью бизнесмена". Я стараюсь вести здоровый образ жизни, слежу за питанием, занимаюсь спортом. Большую часть свободного времени я провожу на природе, посещаю свои личные "места силы", которые дают мне дополнительную энергию или просто помогают расслабиться, отключиться. В наше время рост числа отвлекающих факторов настолько сильный, что возможность концентрации на действительно значимых задачах, смещения фокуса внимания от информационного шума в голове — одно из важнейших качеств для предпринимателя и просто современного человека. Главное в этом деле — заниматься тем, что тебя действительно увлекает, всего полностью. Возможно, это и есть то состояние, которое мы называем счастьем.