Как изменятся цены на иномарки после ассоциации с Евросоюзом — эксперты

Украинские автомобилисты после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС рассчитывают на отмену пошлин на иномарки и утилизационного сбора и удешевление машин на 10%

Главное, чего ждут автомобилисты от Соглашения об ассоциации с ЕС, это отмены пошлин на поставляемые из Европы иномарки. Их у нас две, и Евросоюз настаивал на отмене либо уменьшении обеих: пошлина на импортные авто, введенная еще в 2009 году (10% стоимости завозимой машины) и недавнее нововведение — спецпошлина, которую начали изымать с 1 апреля 2013 года. Ее размер колеблется от 6,46% до 12,95% в зависимости от объема двигателя авто (не распространяется на автомобили с дизельными двигателями).

Однако есть и свои "но". Отмена спецпошлины не оговаривается генеральным Соглашением об ассоциации, ее наши власти лишь устно обсуждали с чиновниками из ЕС, когда те критиковали введение Украиной заградительных пошлин для своих автопроизводителей. Так что любители европейских иномарок могут надеяться только на подписание допсоглашения вдогонку к базовому договору о ЗСТ. По одной версии, размер спецпошлины лишь сократят (в полтора-два раза), по другой — ее все-таки отменят под нажимом европейцев.

Что четко прописано в генеральном Соглашении с Евросоюзом и точно произойдет, так это отмена 10-процентной пошлины на импортные машины. "В первый год действия договора ввозная пошлина на иномарки остается неизменной. Со второго года она ежегодно будет уменьшаться на 1%", — объяснил генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко.

Европейцы смогут ввезти по сниженной пошлине 45 тыс. автомобилей в год. "Если же ежегодный импорт авто из Европы превысит отметку в 45 тыс., Украина получает право на год вернуть первоначальную пошлину в 10%", — конкретизировал президент Ассоциации экспертов в автомобильном бизнесе Андрей Петренко.

И такой сценарий сегодня считают вполне реальным. "При нынешних ежегодных объемах рынка автопродаж — около 200–250 тыс. машин — квоты в 45 тыс. хватит где-то месяца на четыре-пять. При этом совершенно непонятно, как эта квота будет распределяться между импортерами", — заметил коммерческий директор компании "Автоальянс Киев" Дмитрий Гененко.

Опрошенные дилеры допускают временное снижение обеих автомобильных пошлин, при этом, правда, они опасаются замены их другими обязательными налогами или сборами. "Правительство может увеличить, например, транспортный сбор (сейчас он закладывается в цену бензина), поднять размер сбора в пенсионный фонд, который уплачивается при покупке машины (3–5% стоимости авто)", — допустил Гененко.

А цены?

Эксперты сегодня дают два прогноза по стоимости иномарок, в зависимости от договоренностей после подписания ассоциации. Первый — в случае отмены спецпошлины (6,46–12,95% стоимости авто) и поэтапного уменьшения 10-процентной пошлины.

"Цены на авто должны снижаться на размер спецпошлины — 6,46–12,95%. Поэтапное же уменьшение второй пошлины (по 1% в год с квотой в 45 тыс. автомобилей) вряд ли выльется в дополнительную скидку в цене: из-за небольшого размера квоты и поэтапного уменьшения", — уверен Дмитрий Гененко.

Более оптимистический прогноз эксперты дают на случай отмены трех составляющих: двух видов пошлин и утилизационного сбора. "Если это произойдет, автомобили в салонах подешевеют как минимум на 10%", — считает Олег Назаренко.

Еще один камень преткновения на авторынке между Украиной и ЕС — это введенный с 1 сентября 2013 года утилизационный сбор. Им обложили все привозимые в нашу страну иномарки (от 4,8 тыс. до 60,5 тыс. грн в зависимости от объема двигателя), и те тут же выросли в цене. От сбора освободили отечественных производителей машин. Последние взяли на себя инвестиционные обязательства: пообещали властям построить заводы по утилизации авто.

В том, что европейцы продолжат выступать против нового сбора, не сомневается никто. "Украина в самое ближайшее время должна решить вопрос об утилизационном сборе для подписания Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом", — заявил две недели назад еврокомиссар Карл де Гюхт.

Но Европу не столько возмущает взимание сбора как такового, сколько правила, по которым это делается. "Европейцы хотят, чтобы мы привели утильсбор в соответствие со стандартами ЕС и ВТО. То есть обязали уплачивать его всех без исключения (как автодилеров, так и местных производителей), либо отменить его вовсе", — объяснил нам Андрей Петренко.

В отмену сбора сегодня не верит никто, но эксперты допускают принятие компромиссных решений. "Не думаю, что утилизационный сбор будет отменен, но схема его уплаты и размер должны быть приведены к европейским стандартам", — сказала бренд-менеджер компании "Атлант-М" Юлия Кажарская.