Как Степан Черновецкий целился в "Укрбуд", но промахнулся

Леонид и Степан Черновицкие. Фото: Сегодня
Леонид и Степан Черновицкие. Фото: Сегодня
Появление имени Степана Черновецкого в скандале с "Укрбудом" может свидетельствовать о попытках его отца вернуться в зону украинского "бизнес-комфорта"

В начале декабря сайт "Страна.ua" опубликовал интервью с Дмитрием Федотенковым, являющимся совладельцем компании "Укрбуд Девелопмент", наиболее ценного актива госкомпании "Укрбуд". Один из двух крупнейших столичных застройщиков наряду с "Киевгорстроем" оказался в центре корпоративного скандала после якобы незаконной продажи активов компании, принадлежавших столичному застройщику и экс-нардепу от Блока Петра Порошенко Максиму Микитасю, группе инвесторов, среди которых оказался и ресторатор Федотенков (Tarantino family). 

Интервью последнего содержит ряд откровений. В частности, Федотенков сообщил о схеме передела собственности в "Укрбуде", а вместе с ним — и на всем строительном рынке Киева — в пользу структур, близких к Офису президента.

Схема, как оказалось, была предложена Сергеем Кучером, бывшим главой киевского ГАСКа, который, по мнению Федотенкова, является протеже первого замглавы Офиса президента Зеленского Сергея Трофимова. Кучера прочили на должность президента "Укрбуда", но назначение так и не состоялось. 

Дело в том, что передел в одной из крупнейших стройкопрораций Украины был актуален до тех пор, пока не был отменен приведенный ранее в действие план по смещению Виталия Кличко с должности мэра Киева. Предполагалось, что Кличко должен быть заменен в должности главы Киевгорадминистрации близким к Игорю Коломойскому нардепом Александром Ткаченко с перспективой участия последнего и в досрочных выборах мэра Киева в 2020 году. План был отменен либо отсрочен после того, как стало очевидно, что ресурсов свалить Кличко досрочно у команды Зеленского пока недостаточно.

Несмотря на это, схема дерибана "Укрбуда" представляет интерес по нескольким причинам. Во-первых, она дает понимание того, кого новая власть видит новым "смотрящим" за украинским рынком недвижимости. А, во-вторых, схема дает понимание сохранения преемственности в "управлении" Киевом даже в случае отстранения от власти Кличко. И эта преемственность выстроена вокруг довольно неожиданной персоны — Степана Черновецкого, сына бывшего мэра Киева Леонида Черновецкого.

Итак, Кучер представил Федотенков схему, согласно которой 40% "Укрбуда" отходило лично ему, 20% — структурам, связанным с Офисом президента, еще 40% — инвестору, которым должен был стать Степан Черновецкий. При этом именно "инвестор" представляет наибольший интерес с точки зрения понимания глубинных процессов в украинской столице. 

Несостоявшееся появление Степана Черновецкого в "Укрбуде" можно назвать неожиданным лишь на первый взгляд. Черновецкий-младший, который ведет бизнес семьи в Украине в условиях, когда въезд в страну отца невозможен по причине ряда уголовных производств, почти не появляется в публичном поле. В своих немногочисленных интервью Черновецкий-младший рассказывает преимущественно о венчурных проектах контролируемой им Chernovetskyi Investment Group в сфере IT и высоких технологий. Молодой бизнесмен инвестирует в стартапы, но это устойчивой такую модель ведения бизнеса назвать сложно. 

При этом вряд ли для кого-то секрет, что именно земля и строительство наряду с банковским делом были основным источником капиталов семьи Черновецких. Но никак не IT и венчурные инвестиции, сколь бы ни был модным этот тренд.

Напомним, смещенный с должности главы КГГА Леонид Черновецкий в 2011 году покинул Украину по причине заведенных против него еще при Януковиче уголовных дел. События на Майдане и свержение Януковича не позволили Черновецкому вернуться, но посулили новые возможности в сфере бизнеса. История с "Укрбудом" показывает, что сошедший с радаров бывший мэр Киева на самом деле никуда не делся. При этом в реальности Степан Черновецкий является лишь ширмой бизнес-империи бывшего мэра. Для этого последний слишком ненадежен — не считая "испанского" дела Степану Черновецкому приписывали серьезные проблемы с наркотиками.

Можно предположить, что в реальности дела Черновецких как в России, так и в Украине ведет дочь бывшего киевского градоначальника Кристина и ее муж — российский бизнесмен Сергей Янчуков. Последний обладает серьезными связями не только в российском истеблишменте (Янчуков вел ряд совместных проектов с "Ростехом", главой которой является Сергей Чемезов, вхожий в ближний круг президента Путина), но и в украинском. В частности, СМИ сообщали о тесных контактах Сергея Янчуков с Михаилом Саакашвили в бытность того губернатором Одесской области. Именно Янчуков мог выступать куратором российских грузов, проходивших транзитом через таможню и порты Одессы, контролируемую людьми Саакашвили. Эта версия не лишена оснований, учитывая, что сам Янчуков — бывший одессит, а его тесть Леонид Черновецкий не только проживал в Грузии, но и был дружен с бывшим грузинским президентом.

Появление имени Степана Черновецкого в скандале с "Укрбудом" может свидетельствовать о попытках "Лени-космоса" вернуться в зону "бизнес-комфорта", которой для него и для его зятя является рынок недвижимости, земли и госзаказов, олицетворяемых "Укрбудом".

Мы обратились к эксперту, сопредседателю Фонда энергетических стратегий Дмитрию Маруничу за комментарием о том, что может значить и к чему приведет данная история.

О чем может свидетельствовать появление имени Степана Черновецкого в скандале вокруг "Укрбуда"?

- Леонид Черновецкий построил свою империю на двух китах — банковском бизнесе и распоряжении киевской землей. Могу предположить, что именно земельные махинации отца могли лежать в основе претензий испанских правоохранителей, предъявивших Степану Черновецкому подозрения в отмывании денег. Впрочем, это следствие носило закрытый характер и достоверной информации о предъявленных обвинениях нет.

Так или иначе, даже после ухода с должности мэра Киева у семьи Черновецких остались интересы на рынке киевской недвижимости. В частности, Степан Черновецкий имеет отношение к ЖК "Комфорт-таун", построенном на территории бывшего резино-генераторного завода "Вулкан", принадлежавшего Леониду Черновецкому. Большинство компаний, связанных со Степаном Черновецким, имеет отношение к проекту "Комфорт-тауна".

Партнерами Черновецкого-младшего в этом проекту выступали Игорь Никонов (КАН Девелопмент), который ранее занимал должность первого заместителя главы КГГА, а после — советника мэра Киева Виталия Кличко. Таким образом, у Черновецких не только сохранились интересы в сфере недвижимости, но и административные ресурсы, чтобы их продвигать. Попытка зайти в "Укрбуд", пусть пока и неудачная, говорит о желании семьи Черновецких вернуть себе позиции как минимум в Киеве.

Какой может быть роль зятя Леонида Черновецкого — Сергея Янчукова, учитывая, что последний является российским гражданином?

- Об этом сложно говорить однозначно. Во-первых, Янчуков реализует ряд собственных девелоперских проектов в Москве, а также владеет крупным бизнесом в сфере добычи полезных ископаемых. При этом, насколько мне известно, у него были проблемы с российскими правоохранительными органами. Возможно, пользуясь связями и ресурсами тестя, он, как и некоторые другие российские бизнесмены, готовит себе "запасной аэродром" в Украине на случай форс-мажора. В конце концов, сам Янчуков — уроженец Одессы.

Кроме того, СМИ сообщают об интересах Сергея Янчукова в одесской таможне и одесских портах. Не знаю, насколько актуальны эти интересы после отставки с поста губернатора Михаила Саакашвили. В целом мы, вероятно, наблюдаем картину диверсификации бизнес-интересов семьи Черновецких. Украинскую часть бизнеса ведется, если можно так сказать, под брендом Степана Черновецкого, российская часть бизнеса — под вывеской Сергея Янчукова. Понятно, что эти бизнесы тесно связаны и взаимно переплетены.

Можно ли ожидать возвращения "Лени-космоса" в украинскую повестку?

- Думаю, история с "Укрбудом" — не последняя, в которой мы услышим имя Леонида Черновецкого. Уверен, будут и другие.