- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Как украинские сети АЗС развивают пункты зарядки электромобилей (обновлено)
Добавлен комментарии ОККО, обновлен комментарий WOG
За последнюю неделю две крупные компании анонсировали создание парка корпоративных электромобилей. Сначала "Укрпочта" заявила о желании запустить курьерскую службу, в составе которой к 2021 году будет работать около 450 таких транспортных средств. А на прошлой неделе пресс-служба энергетического холдинга ДТЭК в соцсети facebook написала: "Мы намерены перевести наш корпоративный автопарк (сейчас составляет 500 авто) на электромобили. Сейчас мы изучаем перспективы такой замены. Для этого мы объявили тендер на месячную аренду электромобиля для тестирования в рабочих условиях".
Однако резкий рост парка электрокаров невозможен без расширения сети зарядных устройств, которая на сегодняшний день в Украине превышает 400 единиц.
Очевидно, что доля таких автомобилей все равно будет достаточно небольшой, поэтому было бы разумно располагать зарядные пункты на существующих АЗС. Крупнейшие игроки это уже делают. Так, сеть ОККО начала внедрение проекта еще в 2012 году.
А вот компания WOG намерена в текущем году увеличить количество зарядных модулей для электромобилей с 10 до 300. В том числе 30 устройств будут предназначены для скоростной подзарядки (supercharge). Глава компании Сергей Корецкий во время пресс-конференции уточнил Delo.UA, что стандартные зарядные модули будут бесплатными, а скоростные — платными. Но цена будет на уровне покрытия себестоимости.
Однако в конце февраля 2017 года оказалось, что это не совсем так. В пресс-службе компании уточнили, что проект развивается совместно сетью АЗС WOG и крупнейшим импортером электромобилей в Украине компанией "АвтоЭнтерпрайз". "В период установки электрозарядных устройств и до момента окончания процесса обновления программного обеспечения на оборудовании, размещенном в сети АЗС WOG, бесплатная подзарядка электромобилей доступна только для клиентов "АвтоЭнтерпрайз". Уже после окончания пусконаладочных работ, на которые необходимо время (10 рабочих дней после установки), все владельцы электромобилей получат возможность пользоваться стандартной зарядкой до 3 кВт (12 А) бесплатно. Услуги скоростной зарядки от 3-50 кВт (12-180 А) будут платными для всех", — пояснили в пресс-службе компании. Подробные правила будут объявлены после всех наладочных работ.
Другие сети АЗС тоже задумались о развитии такой услуги. Однако такие проекты находятся на разном этапе осуществления.
Игорь Чернявский, совладелец сети АЗС KLO
Развивает ли KLO пункты зарядки электромобилей?
Сегодня есть два вида таких устройств: медленные — переменного тока и быстрые — постоянного тока. Мы пока что установили несколько станций зарядки переменным током. Но используем их для внутренних целей — заряжаем корпоративные VW Golf с электромотором.
Почему нет зарядок постоянным током, которые быстрее заряжают аккумуляторы?
Действительно, при их использовании аккумуляторы могут зарядиться до 80% минут за 30-40. Дальше срабатывает внутренний компьютер автомобиля и последние 20% заряжаются медленнее. Как правило — это импортные изделия. Такая зарядка, если она дает 50 кВт*ч, будет стоить в районе 20-25 тыс. евро. Окупаемость такого проекта в Украине может занять всю жизнь. Прибыль от них будет ниже, чем банковские проценты.
Это может быть имиджевым проектом?
В Киеве порядка 150 электрозаправок и лишь штук 8 — постоянного тока. Все они либо коммерческие, либо установлены внутри автопарков или служб такси. Но и там машины заряжают за деньги. Ведь как-то нужно окупать затраты на инфраструктуру — увеличение лимитов от облэнерго, установку собственной трансформаторной подстанции. Никто же бесплатно к сетям не подключает. В Украине это пока не бизнес.
Мы своими силами попробуем сделать пару скоростных зарядок. Используем украинские трансформаторы, которые дадут постоянный ток 50 кВт -100 кВт. Если цена проекта получится до 200 тыс. грн, то штук 5-7 на трассах поставить можно.
Но это, действительно, более имиджевая штука.
Во сколько может обойтись такой проект?
Если взять правильное место и на 1000 кВт поставить 10 станций, то этот проект может стоить только по подключению к электросетям до $400 тыс. Без специализированного оборудования! За границей такое можно делать, где крупные компании могут привлекать кредиты, условно, под 1-2% годовых на 100 лет. А потом с наценкой в 20% возвращать свои инвестиции в течение 20 лет.
Достаточно ли в Украине клиентов для полноценного развития сети электрозаправок?
Электромобиль в Украине — это машина для 1-2% людей в перспективе!
Можно выделить две основные категории. Первая — это домохозяйка, живущая в частном доме, которая куда-то заехала и пока сидит пьет кофе — подзаряжает машину. Вторая — люди, которые пытаются объяснить сами себе, что они очень продвинутые, эко-френдли и т.д. Но на самом деле у нас "зеленого" электричества около 6% с учетом крупных гидроэлектростанций. А все остальное — сжигание природных ресурсов или атомная энергетика. Электричество у нас — "грязное".
Если вы хотите регулярно пользоваться электромобилем, то должны иметь отдельно выделенный офис, возможность поставить там зарядку постоянного тока хотя бы на 30 кВт. И тогда у вас на эту зарядку будет уходить 1-1,5 часа. И жить надо в частном доме, там иметь еще одну зарядку...
Без инфраструктуры, без сети зарядок этот рынок в Украине никуда не уйдет. Миллионы киловатт нужно перекачивать и кто-то в это должен инвестировать. Это миллиарды долларов! А в Украине на сегодня нет рыночных условий — это не бизнес!
Игорь Орлов, директор направления розничной торговли SOCAR (Украина)
Корни вашей компании уходят в нефть. Есть ли у вас корпоративные ограничения на установку подзарядок для электромобилей?
Нет никаких ограничений, кроме бизнес-целесообразности. Пока для игроков, которые заходят на эту территорию, это скорее имиджевые проекты, к тому же не очень качественно реализованные.
То есть такого оборудования пока нет?
Нет смысла устанавливать недорогие электрозарядки (есть варианты и за 2000 евро). Они не обеспечивают необходимый уровень сервиса. Заряжать автомобиль более 6 часов на АЗК по нынешним временам необоснованная роскошь. Мы ведем диалог с несколькими компаниями об установке оборудования FastCharge, которое заряжает автомобили Tesla за 30 минут. Посчитаем экономику, после чего будем принимать решение.
Вы считаете, спрос будет?
Сегодня в Украине не так много электромобилей. Но в 2016 году их заказали больше, чем за все предыдущие вместе взятые.
Это будет платная услуга?
Мне кажется, что так или иначе она бесплатной не будет. В целом по миру так и происходит. Посмотрите на примеры Норвегии и Франции. В обозримой перспективе компании начнут на этом зарабатывать, но пока для нас это скорее задача обеспечения на АЗК всего спектра возможностей для разных клиентов, чем инструмент заработка.
Елена Хилиенко, генеральный директор сети АЗС "Параллель"
Имеются ли у компании планы по созданию сети зарядных устройств для электромобилей?
Мы обязательно зайдем в этот рынок, когда придет время. Сейчас доля электромобилей в общем автопарке составляет какие-то сотые процента (если взять новые автомобили 2016 года, то доля проданных электрокаров составила 0,7%), нет поддержки правительства для активного развития этого рынка, нет нормальной законодательной базы, не развита инфраструктура. К примеру, в тех странах, где существует активная поддержка государства, инфраструктура развивается гораздо интенсивнее и доля электрокаров на рынке существенно выше.
Поэтому пока мы держим руку на пульсе и обязательно войдем в этот сегмент.
По поводу электромобилей — я думаю, это будет партнерство производителя электромобилей и внутреннего оператора, у которого достаточно развита инфраструктура для такой синергии. Для развития мы рассматриваем и просчитываем все варианты.
Назар Турхан, руководитель департамента развития сети АЗК "ОККО"
О том, что сделано
Сеть "ОККО" была первой, кто запустил сервис электрозарядок в Украине. Еще 5 лет назад, в 2012, на АЗК по проспекту Героев Сталинграда был установлен первый в Киеве электрочарджер.
Понимая перспективность развития этого вида транспорта в Украине, мы еще в 2014 году подошли к задаче системно и открыли первую комплексную инфраструктуру электрозарядок в стране на 34 АЗК "ОККО". Чарджеры KEBA P20 были установлены на самых оживленных трассах в 11 областях страны и средним расстоянием между ними в пределах 200 км — такого интервала достаточно, чтобы практически любой электромобиль мог преодолеть это расстояние без подзарядки. Фактически мы создали для владельцев электротранспорта условия, позволяющие беспрепятственно путешествовать по территории всей Украины, а не использовать их только для поездок в черте города. Все зарядки находятся на территории АЗК с ресторанами или большими кафе, чтобы клиенту было удобно отдохнуть, поесть, поработать, пока заряжается автомобиль.
По состоянию на начало 2017 года в сети "ОККО" работает уже 39 электрочарджеров, последних из которых был установлен в феврале этого года.
О развитии рынка электромобилей
В нашей стране рынок электрокаров сложно оценить и точно спрогнозировать его развитие. Поскольку здесь важную роль играет ряд факторов — начиная от законодательных решений и заканчивая наличием необходимой для электрокаров инфраструктуры. В свою очередь первый шаг на опережение вопроса инфраструктуры сеть "ОККО" уже сделала.
Мы постоянно следим за тенденциями и держим руку на пульсе. В случае интенсивного развития будем принимать соответствующие решения. Сейчас же продолжаем планомерное постепенное наращивание сети электрочарджеров в наиболее востребованных для этого локациях.
О стоимости услуги
Ориентируясь на опыт развитых стран Европы, как и 5 лет назад, так и сейчас, услуга зарядки электрокара в нашей сети остается абсолютно бесплатной для всех гостей АЗК "ОККО".