Как в Мининфраструктуры хотят упорядочить рынок автобусных перевозок

Как в Мининфраструктуры хотят упорядочить рынок автобусных перевозок
В Мининфраструктуры принимают очередную попытку отрегулировать рынок автобусных перевозок в Украине. Почему ее считают "сырой", разбиралось Delo.ua

В Мининфраструктуры опубликовали несколько проектов постановления в КМУ об организации пассажирских перевозок: "О внесении изменений в Порядок проведения конкурса по перевозке пассажиров на автобусном маршруте общего пользования" и "О внесении изменений в Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта".

Согласно пояснительной записке первого документа, предусмотрено три нововведения: внедрение прозрачной и конкурентной процедуры конкурса на перевозки, введение допуска на рынок межобластных регулярных маршрутов перевозчиков по заявительному принципу и изъятие ненужного количества документов, представляемых перевозчиком на конкурс.

В темноте

На рынке утверждают, что в целом законодательная база для регулирования рынка пассажирских перевозок сформирована, но отсутствует надлежащий контроль со стороны госорганов, и это создает поле для злоупотреблений со стороны субъектов хоздеятельности.

Как объяснили в Федерации работодателей транспорта Украины (ФРТУ), которые также участвовали в согласовании проекта "Порядка проведения конкурса", ратифицировав соглашение об Ассоциации с ЕС, Украина взяла на себя обязательство привести законодательство в соответствие с международными нормами.

"Закон "Об автомобильном транспорте", действующий сейчас, требует пересмотра, и, начиная с 2013 года, идут попытки внести в него изменения. Сейчас в стадии доработки находится проект Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере автомобильного транспорта с целью приведения их в соответствие с актами Европейского Союза", — рассказали в ФРТУ.

В Мининфраструктуры рассказали, что сначала решили взяться за вышеуказанные два порядка, а после принятия Кабмином этих постановлений в министерстве пообещали внести изменения в остальные нормативные документы.

Сейчас все участники рынка и чиновники сходятся в одном — документ, который поможет регулировать рынок, нужен. Напомним, по официальным данным "Укртрансбезопасности", от 15 до 20% перевозчиков, получивших лицензию, работают вне правового поля без заключения договоров на обслуживание маршрутов. А неофициальная статистика и того хуже — на рынке действуют 50-60% нелегалов.

Все на баллы

Как объяснил Delo.ua замминистра инфраструктуры Юрий Лавренюк, сейчас конкурсы на маршруты проходят по некой бальной системе. Это значит, что если на конкурс подается перевозчик, ранее работавший на этом маршруте, то у него уже есть некая сумма баллов.

Это делает невозможным "заход на маршрут" нового перевозчика.

"В первую очередь мы выступаем за либерализацию междуобластных маршрутов. Сейчас это происходит таким образом. "Укртрансбезопасность" проводит конкурсы на междуобластные маршруты. На конкурсы подаются разного рода перевозчики, проводится конкурс. Но есть бальная система. Перевозчик, который ранее ездил по маршруту, выставленному на конкурс, имеет 11 баллов. Но новый перевозчик, который хочет зайти на этот маршрут, никаких баллов не имеет, и он не конкурент старому перевозчику. Мы убираем баллы, убираем конкурсы, либерализуем направления. При этом МИУ будет контролировать насыщенность маршрута, качество предоставления услуг (новые автобусы) и безопасность", — рассказал Лавренюк.

Проще говоря, в МИУ предлагают определять перевозчика на межобластном маршруте по заявочному принципу, когда отсутствует принцип соревнования и конкуренции между участниками конкурса.

Предлагается также проведение конкурсов на маршрутах передать от "Укртрансбезопасности" к МИУ. "Конкурс на межобластных маршрутах будет осуществляться без участия перевозчика-претендента. Это сейчас успешно используется при выдаче разрешений на открытие международных маршрутов", — отметили в ФРТУ.

Еще одно предложенное нововведение: с целью защитить от недобросовестной конкуренции перевозчиков, которые получили разрешения до конца 2017 года, и тех, которые получат разрешения по новым правилам, внедрить интервал в 30 минут между рейсами по одному и тому же маршруту.

Новыми правилами организатору конкурса дано право принимать решение о недопуске к участию в конкурсе. Как объяснили в ФРТУ, по действующему постановлению № 1081 это право закреплено за Конкурсными комитетами.

Также в документе сокращено количество требований, и тем самым упрощен процесс определения победителя конкурса на внутреннеобластных маршрутах.

Среди нововведений и среди плюсов для перевозчика-претендента — на момент подачи документов на конкурс не обязательно иметь в собственности или лизинге заявленные автобусы для обслуживания маршрута.

"На первый взгляд очень целесообразная и нужная норма для перевозчика, но только для добросовестного. С целью усиления ответственности со стороны перевозчика и контроля со стороны организатора, ФРТУ предлагает все же предусмотреть право организатору заключать договор на перевозку с перевозчиком при условии подтверждения наличия транспортных средств, заявленных перевозчиком", — рассказали в ФРТУ.

Кроме того, расширено права организатора перевозок и сокращен перечень требуемых документов для участия в конкурсе (в части подтверждения права собственности или пользования земельными участками, помещениями).

Ни "за", ни "против"

Эксперты рынка и перевозчики по-разному отзываются о новом документе, хотя новым его и не назовешь — версий и изменений за период существования постановления было очень много, больше 15. На данный момент отрабатывается 17 версия.

Советник Государственного агентства автомобильных дорог Украины Александр Кава отметил, что документ нуждается в значительной доработке. По данным эксперта, в предложенном варианте нет обещанного заявочного принципа открытия междугородних маршрутов, действующего в странах ЕС и не позволяющего создавать монополии на междугородных маршрутах.

"Там нет стимулов для использования более современных и более экологичных автобусов перевозчиками, также остаются не особо учтенными интересы пассажиров", — отмечал Кава на своей странице в Facebook.

В ФРТУ отметили, что в проект Порядка практически полностью учитывает предложения и замечания ФРТУ, поэтому Федерация в целом согласовывала проект Порядка проведения конкурса.

"Однако мы предлагаем рассмотреть введение европейских требований в части допуска к рынку и подготовить изменения в соответствующие НПА после принятия указанного закона и после внесения изменений в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по перевозке пассажиров, опасных грузов и опасных отходов автомобильным транспортом, международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом". Поскольку предложенный вариант Постановления практически ликвидирует конкурс на межобластных перевозках, идет подмена понятий. То, что называют "конкурсом", таковым не является", — добавили в ФРТУ.

В ведомстве, говоря об определении перевозчика на межобластном маршруте по заявочному принципу, напомнили о недопустимости проведения конкурса по заявительному принципу на межобластных маршрутах без внесения изменений в Лицензионные условия.

"Такой подход (без изменений в Лицензионные условия — ред.) полностью разрушит внутриобластных перевозки. К тому же межобластные маршруты будут налагаться на внутриобластные в результате чего снизится пассажиропоток и как результат уменьшения доходов в местный бюджет, сокращение рабочих мест, что является недопустимым в сегодняшних реалиях децентрализации", — говорят в ФРТУ.

Участники рынка сокрушаются, что Мининфраструктуры хоть и пытается упорядочить рынок, но упорядочить нужно не только порядок проведения конкурса, но и взаимодействие автоперевозчика с вокзалом, электронный билет и т.д.

"В Украине часть чиновников не понимает этих проблем, в частности и с электронными билетами", — говорят перевозчики, отмечая при этом, что государство не только не может заниматься этими вопросами, но и не хочет.

Вместе с тем в Минифнраструктуры успокаивают: после принятия Кабмином этих постановлений МИУ планирует внесение изменения в приказы относительно порядка разработки и утверждения паспорта маршрута, Порядка организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, Порядка регулирования деятельности автостанций, Порядка ведения реестра автобусных маршрутов, Формы билета и порядка ведения и учета билетно — учетной документации, Порядка организации нерегулярных пассажирских перевозок и так далее.

Доберется ли министерство до запланированных изменений — вопрос.