«Киевстар» решил сэкономить на платежных терминалах

ЭКСКЛЮЗИВ ГАЗЕТЫ "ДЕЛО": Лидер рынка мобильной связи компания «Киевстар» инициировала пересмотр условий сотрудничества с платежными системами, которыми пользуются абоненты для пополнения своих мобильных счетов
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

стало известно «ДЕЛУ», с 1 марта оператор отказался платить комиссию платежным системам в размере 4% от суммы платежа. Взамен он позволил терминалам брать больше денег с абонентов. Как сообщили «ДЕЛУ» в пресс-службе «Киевстара», внешняя комиссия, которая взимается терминалами с клиента, будет устанавливаться непосредственно платежной системой.

Сегодня на рынке действует следующая схема — при пополнении мобильного счета «Киевстара» на сумму до 20 грн. комиссию в размере 1 грн. платежной системе платит сам абонент. Если сумма пополнения больше 20 грн., то комиссию платит уже мобильный оператор — 4% от суммы платежа. Результатом отказа «Киевстара» от платы комиссии может стать существенное удорожание услуги для абонентов и отток части пользователей систем моментальных платежей к продавцам карточек пополнения счета.

Экономия — 8 млн. в месяц

«Провайдеры будут конкурировать друг с другом в борьбе за клиента, в том числе посредством цены. Полтора-два года назад, когда пополнение мобильных счетов через терминалы только начинало развиваться, «Киевстар» принял решение содействовать в развитии этого бизнеса, фактически субсидируя его с помощью комиссии. Сейчас развитие этого канала пополнения счета достигло национального уровня, этот вид бизнеса окреп и набрал обороты. Мы, как оператор, уже можем перенести акценты прямого субсидирования на развитие других альтернативных каналов пополнения счета – с помощью IVR (системы предварительно записанных голосовых сообщений при звонках в кол-центр), короткого номера, web и wap. Наша задача – создать как можно больше удобных альтернатив пополнения счета для клиента», - поясняют свое решение в "Киевстар".

На сегодняшний день системы мгновенных платежей являются самым массовым каналом пополнения счета абонентами «Киевстара». На него, по данным «ДЕЛА», приходится около 40% всего объема пополнений. Поэтому вполне логично желание компании оптимизировать свои расходы на его обслуживание. По данным одного из участников рынка, отказавшись от платы комиссии платежным терминалам, оператор сможет ежемесячно экономить до 8 млн. грн. 

По сути, оператор переложит эти затраты на плечи своих абонентов, отказавшись платить компаниям, предоставляющим услуги электронных платежей. Если сегодня размер комиссии для абонента составляет максимум 1 грн., то после нововведения средний размер комиссии для абонентов может составить 5% от суммы платежа. Это минимальный размер ставки, который позволит сетям не остаться в убытке. По словам директора компании «Бест Кард Сервис» (оператор платежных систем) Владимира Минакова, на рынках, где система взаиморасчетов между участниками уже устоялась, в частности в России, мобильный оператор перечисляет платежной системе  комиссию в размере 1,5-2% от суммы платежа. Кроме того, терминал взимает с абонента еще около 5% комиссии. «Себестоимость всей цепочки от оператора — до владельца терминала с учетом затрат на процессинг, IT-специалистов, инкассацию и аренду составляет около 5%. Чтобы бизнес был рентабельным, размер комиссии должен составлять хотя бы 6%», — поясняет Минаков.      

Перекраивание рынка

Как заявляют в компаниях, обеспечивающий мгновенные платежи «Киевстар», будучи фактически самым влиятельным клиентом платежных терминалов (его долю оценивают в структуре всех мгновенных платежей на уровне 50-60%), хочет изменить всю систему пополнения мобильных счетов. «Сначала оператор откажется платить комиссию терминалам, экономя на расчетах с ними. Через какое-то время отменят комиссию и для карт пополнения счета, которая сегодня составляет от 2 до 3%. При этом оператор практически не теряет лояльность абонентов, так как весь негатив будет направлен на сети терминалов. Рядовой абонент не будет знать, что инициатива изменения условий исходит от оператора. А будет думать, что терминалы попросту подняли цены», — утверждает директор одной из платежных систем.

Изменения ужесточат конкуренцию на рынке пополнения счетов. «Компании, занимающиеся реализацией скрэтч-карт, находятся на грани выживания. Количество карточных точек в Киеве на протяжении года сократилось больше чем на треть. На какое-то время им станет легче, так как к ним перейдет часть клиентов терминалов, но они все равно также будут повышать размер комиссии для абонентов», — утверждает Владимир Минаков. Кроме того, часть клиентов от терминалов перейдут в специализированные салоны «Киевстара», а также отделения банков и банкоматы, где счет можно будет по-прежнему пополнять без комиссии. «Также часть абонентов уйдет в онлайн-банкинг», — считает начальник отдела исследований рынка услуг GfK Ukraine Глеб Вышлинский.


22 млн. абонентов составляла клиентская база «Киевстара» по состоянию на 31 декабря 2009 года