Количество пользователей Viber в Украине за год выросло на 40% — интервью

Количество пользователей Viber в Украине за год выросло на 40% — интервью
Интервью с Кириллом Воробьевым, главой департамента по продажам Viber в России, Украине и СНГ

Менеджер Viber рассказал о том, что представляет из себя компания сейчас, как она монетизирует свои сервисы, какие предоставляет возможности для малого и среднего бизнеса, а также о ее планах в мире и Украине.

Что из себя сейчас представляет компания? В каких странах представлена? Сколько пользователей?

Можно сказать, что Viber — это такой международный стартап, и несмотря на то, что нас в 2014 году купила японская компания Rakuten, все равно у нас осталась стартаперская скорость и быстрота работы.

На 2018 год мы представлены в 193 странах и локализованы на несколько десятков языков. У нас более миллиарда пользователей по всему миру, и мы входим в четверку крупнейших мессенджеров.

  Кстати, вы чья компания? Белорусская? Российская?

 Viber — это израильская компания. Штаб-квартира у нас в Израиле.

А в каких странах, помимо Украины, о которой мы поговорим позже, у вас большая доля и хорошие позиции на рынке?

Если говорить о позиции в целом, то для нас значимым является рынок стран бывшего Союза. Кроме того, хорошие позиции у компании в Центральной Европе, в таких странах как Сербия, Черногория, Венгрия, Болгария (у нас в Болгарии даже офис есть). Кроме того, это Южная и Юго-Восточная Азия, Филиппины. А сейчас мы активно смотрим в сторону Западной Европы — это Великобритания (у нас там также открылся офис), Франция, Испания. Плюс мы присутствуем в Северной Америке, но там небольшое количество пользователей. Однако именно там мы часто тестируем какие-то новые продукты.

Вы назвали три страны Западной Европы для расширения. По каким критериям они были выбраны?

Скажем так, это достаточно большие страны, в которых у нас уже была пользовательская база и мы увидели потенциал, что мы можем там расти.

Как вам удается эффективно работать на таком высококонкурентном рынке?

Да, конкуренция большая, но мы существуем уже достаточно долго, мы в принципе один из первых мессенджеров, которые появились. В частности, я думаю, нам помогло то, что мы стали бесплатной альтернативой аудио- и видеозвонкам. Это стало огромным толчком к росту.

Сейчас уже нельзя сказать, что мы просто мессенджер. Мы, скорее, цифровая платформа, где пользователи начинали только со звонков, а сейчас они могут общаться, обмениваться файлами, потреблять контент внутри Viber.

Например, у нас есть расширение для чатов, где вы можете через чат забронировать отель, найти видео на YouTube. Кроме того, это еще и канал коммуникаций брендов с пользователями.

Что касается будущего, то сейчас мы смотрим активно в сторону e-commerce. В принципе, сегмент электронной коммерции во всем мире растет, а мобильный e-commerce растет еще больше. Объем покупок, совершаемых со смартфонов и планшетов — это колоссальные цифры, сотни миллиардов долларов в Америке в перспективе 2-3 лет. И поскольку Rakuten — это огромный commerce-гигант в Японии — соответственно, мы ищем некую синергию, и вот сейчас уже в некоторых странах запустили тестовый продукт, связанный с e-commerce. И планируем расширяться на другие страны. На будущее мы выбрали для себя так называемую "стратегию одной кнопки", когда пользователь заходит в мессенджер и фактически получает все, что он может получить в интернете.

А можно подробнее о том, что это за продукт, как он будет работать и в каких странах запущен?

Этот продукт называется Viber-каталог, мы его запустили в Великобритании и США. Фактически это каталог внутри мессенджера, вы туда заходите, ищете нужного вам ритейлера — как правило, это топовые сети одежды, типа ASOS, Macy's, Footlocker, Lacoste и прочие, в основном сегменты бьюти и фешн. Вы видите карточку товара, можете его самостоятельно посмотреть, поделиться с другом либо купить.

А как эта услуга монетизируется? Вам платят сами ритейлеры?

Я не готов сейчас раскрывать всех подробностей, но, да, мы монетизируемся за счет партнеров. Для пользователей продукт бесплатный.

А если говорить в целом — какие основные способы монетизации вашего бизнеса?

У нас есть несколько моделей монетизации. Мы их условно делим на две больших части: пользовательская монетизация — у нас есть, например, функция Viber Out, это возможность совершения звонков не пользователям мессенджера. То есть у вас есть Viber, вы покупаете кредиты Viber Out и звоните на стационарные телефоны, на мобильные телефоны, в любые страны.

 

Насколько она востребована?

 Это очень востребованная функция.

А почему? Там ниже тарифы, чем у мобильных операторов?

Да. Для примера, $10-20 может хватить вам на несколько отпусков.

Какие еще варианты пользовательской монетизации?

Вторая модель — это платные стикеры. Пользователи покупают стикерпаки — соответственно, это тоже доход для нас.

И вторая большая часть, с помощью которой мы монетизируемся, это сервисы для бизнеса. С одной стороны, это сервисы для телекоммуникационного сектора, с другой — для рекламного бизнеса.  В основном это медийная и стикерная реклама. 

А какие новые направления вы сейчас планируете развивать? Или, возможно, новые функции добавлять?

Одна из новинок, которая сейчас набирает, в том числе и в Украине, большую популярность — это расширение для чатов. То есть вы общаетесь внутри Viber, например, обсуждаете со своими друзьями поездку куда-нибудь, нажимаете на раздел "меню", и там у нас есть список партнеров. Вы выбираете там, допустим, сайт для бронирования отелей, прямо в той строке, где печатаете текст друзьям, далее страну или название отеля, вам показывают картинки с этим отелем, и вы можете его сразу напрямую "пошерить" или обсудить с друзьями. Этот продукт создан для того, чтобы упорядочить и облегчить поиск контента внутри Viber, потому что его очень много.

Так же вы можете делать и с роликами на YouTube. Если вы хотите найти какой-то ролик и отправить, вам не нужно заходить на этот сайт и копировать ссылку. Вы также нажимаете на расширение и отправляете в чате. Для понимания популярности этого сервиса — в Украине порядка 35 млн использований этой функции за последние полгода.

Вы вспоминали о стикерах. Насколько это выгодно для компаний?

С точки зрения востребованности, страны СНГ вообще являются, наверное, одними из лидеров по количеству отправок стикеров.

У нас в целом по Viber отправляется более 2 млрд стикеров в месяц. Стикеры — это то, чем пользователи привыкли пользоваться каждый день. Для них это инструмент общения.

Если смотреть глобальную статистику, то более 30% пользователей Viber  ежедневно используют стикеры.

Бизнес-модель заключается в том, что мы их монетизируем и за счет пользователей, и за счет бизнеса. То есть часть стикерпаков покупают пользователи, часть — бесплатны для них, потому что их покупают бренды.

А какие еще способы монетизации вы видите для себя, которые не охвачены пока?

Безусловно, мы работаем над новыми форматами, в основном это направления рекламы. Например, реклама после звонка, реклама в списке паблик-аккаунтов, мы постоянно над этим работаем, и, возможно, в будущем какие-то новые рекламные форматы появятся. Здесь очень важно соблюсти баланс — не раздражать пользователя и быть эффективным для бизнеса.

То есть, скорее, это будет вширь, нежели какие-то новые функции. Но, опять же, никто не исключает и новых функций, потому что технологии идут вперед, и мы руку на пульсе держим.

А если взять вашу стратегию выхода на новый рынок, в новую страну — как она выглядит? На что вы делаете упор, выходя в страны, где сильны ваши конкуренты?

В тех странах, где сильны какие-то другие бренды, мы в первую очередь большой упор делаем на партнерские проекты. Как в Штатах с теми же Golden State Warriors — это баскетбольная команда, чемпионы NBA, наш партнер, мы являемся эксклюзивным мессенджером команды. Мы выбираем такие сильные бренды, которые за счет своей локальной истории, своего локального присутствия помогают нам выйти на определенную аудиторию. Это первый путь.

Второй путь — это наш CEO. Это человек, который создал несколько компаний, у него очень большой предпринимательский опыт и он человек мира, скажем так. Родился во Франции, жил очень долгое время в Сан-Франциско, сейчас он работает на японскую компанию в Израиле. Он добился каких-то успехов и его имидж влияет на то, что к нам приходят бренды с партнерскими проектами.

Кроме того, у нас есть локализация. Например, под каждую отдельную страну у нас локализуются стикерпаки на местном языке и другие продукты также. Сейчас наше приложение локализовано на 32 языка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мессенджеры в Украине: развлечение или бизнес

Давайте тогда перейдем ближе к Украине. Сколько у вас сейчас пользователей здесь и какова динамика роста их количества?

Где-то 20-22 млн, примерно так. За последний год около 40% прироста.

За счет чего достигается такая динамика?

Во-первых, Украина очень большой и значимый рынок, и у нас тут исторически достаточно сильные позиции. Здесь большое количество, скажем так, естественных пользователей, которые начали пользоваться сервисом достаточно давно.

Плюс, конечно, мы в ключевых странах делаем какие-то большие партнерские проекты, в том числе в Украине. Делаем различные проекты со звездами, телеканалами, мы очень много работаем с FMCG-брендами уровня Pepsi и локальными, типа "Свиточ". Вся эта активность, конечно, также поддерживается и селебритиз, и брендами, и это позволяет нам постоянно расти.

Давайте немного о ваших планах в Украине. Офиса у вас здесь нет, я так понимаю. Планируете ли вы его когда-нибудь открывать? А, может быть, свой R& D-центр?

По поводу офиса вопрос не ко мне, тут я не компетентен. Что касается R&D, то у нас очень большой хаб в Минске, так что не думаю, что это планируется сейчас. Но если появится потребность открыть именно в Украине, то, конечно, его откроют.

Сейчас мы будем развиваться в Украине именно с точки зрения бизнеса, с точки зрения каких-то продуктов. Будем активнее сотрудничать со звездами, телеканалами, лидерами мнений. И, кроме того, развивать сотрудничество с бизнес-партнерами. Например, наш новый продукт — сообщества. Это абсолютно некоммерческая на данном этапе история. Это, по сути, такое чат-пространство для безграничного количества пользователей. Опять же, то, что нас отличает от других брендов на рынке — при необходимости, мы можем собрать большую аудиторию в одном месте. Вот буквально до миллиарда пользователей. Например, футбольный клуб "Динамо-Киев" хочет оповещать своих болельщиков о всех важных событиях. А их может быть в стране очень много, и у нас нет ограничений, сколько подписчиков они могут собрать в сообщество.

Это будет как групповой чат, где модераторы могут очень легко и буквально одним кликом модерировать беседу, приглашать новых пользователей, кого-то банить, наделять правами и т.д.

Когда это будет запущено?

У нас сейчас эта функция находится в тестовом режиме, мы ее презентовали не так давно, в конце февраля этого года, и запустили с несколькими, скажем так, тестовыми партнерами.

Глобальный наш партнер Olympique de Marseille — это футбольный клуб, который первым стал применять эту функцию. Они могут раз в 2-3 недели проводить прямые трансляции с президентом клуба, и все пользователи, кто подписан на это сообщество, могут напрямую у первого человека компании спросить что угодно.

Для бизнесов это огромный плюс. Фактически вы становитесь на расстоянии вытянутой руки со своим потребителем.

Причем это не только для бизнеса актуально. Сообщества будут делать не только бизнесы, не только компании, но и обычные пользователи. Например, вы интересуетесь кулинарией, можете создать какой-то огромный групповой чат по этой тематике с неограниченным количеством пользователей.

Когда эта услуга будет запущена полноценно?

До конца лета, мы надеемся. Возможно, раньше.

А какие у мессенджера есть возможности для малого и среднего бизнеса? Например, до закрытия в Украине соцсети "ВКонтакте" многие малые предприниматели продавали свой товар через эту сеть. Что может им Viber предложить?

С точки зрения малого и среднего бизнеса, у нас открытая API. Что это значит? Это значит, что любой бизнес, любой разработчик сможет прийти, посмотреть API Viber и на основе него сделать свой продукт, который на нашей площадке будет размещен. Как правило, это чат-боты.

То есть бизнесы создают какие-либо чат-боты, причем это может быть бизнес, начиная от палатки с кофе, когда ты в чат-боте заказываешь кофе и говоришь, что через 15 минут заберешь, так и огромные инфраструктурные чат-боты, которые интегрированы с CRM-системами, в которых могут отвечать реальные пользователи, в которых можно проводить финансовые транзакции и так далее. Это инструмент, который доступен абсолютно всем бизнесам, и он сейчас очень активно развивается.

К тому же, сейчас новые технологии чат-ботов настолько развиты, что даже если вы не программист, то с помощью конструктора за 10 минут можете сделать своего собственного бота.

А, например, запустить оплату для малого бизнеса прямо через мессенджер — нет таких планов?

У нас внутри Viber есть кошелек, Wallet One, но он работает только в РФ. Но, опять же, вы можете сделать чат-бот, с помощью которого покупатель выберет товар, положит его в корзину и далее он будет перенаправлен на другой сайт для завершения транзакции.

А какие-то еще возможности для МСБ, кроме вышеупомянутых, у вас есть?

Это, наверное, медийная реклама. Там не супербольшой порог входа и это доступно этому сегменту. Кроме того — возможность отправлять сервисные сообщения. Сейчас брендам гораздо удобнее отправлять сообщения в мессенджер, чем в смс. Хотя бы с точки зрения количества символов. Плюс вы можете вставить картинку, кнопку со ссылкой на сайт. Сейчас это уже очень востребованная услуга у малого и среднего бизнеса.

Кстати, а как бизнесу можно воспользоваться функцией сервисных сообщений?

У нас есть в Украине партнер, компания GMS. Соответственно, вы приходите в эту компанию, у вас обязательно должен быть список пользователей, которые оставили разрешение на то, чтобы вы им отправляли рекламные сообщения, и через их платформу вы отправляете сообщения. И пользователи Viber их получают. Если они, например, не доходят в Viber, они возвращаются и взамен этого отправляется SMS. То есть пользователь в любом случае получит сообщение.

Здесь важно сказать, что это не просто рекламные рассылки. Большинство компаний используют их реально как сервисные сообщения — например, высылают вам статус вашего заказа или транзакции из банка, или пополнение карты лояльности. Достаточно много зон, где можно использовать сервисные сообщения.

Еще одна функция, которая появилась в России, но пока не в Украине — это папка "Бизнес-чаты", в которую попадают все сервисные сообщения. То есть сообщения от компаний попадают не в основной чат, а в эту папку.

В заключении хотелось бы поговорить о тенденциях в мире мессенджеров. Как они будут выглядеть через 5-10 лет и будут ли вообще?

Попробуем порассуждать. Ключевая тенденция, которая наблюдается еще с 2015 года, — четверка глобальных мессенджеров опережает по количеству уникальных пользователей в день четверку социальных сетей. Мессенджер — это то место, где ты общаешься с людьми, которых ты знаешь, как правило, и по всем исследованиям, такой информации человек больше доверяет. Именно поэтому как раз случился обгон, потому что в мессенджерах тебе проще найти контент, ты знаешь, от кого ты его получаешь. И, кроме того, очень популярным является мгновенный обмен сообщениями.

Более того, постоянно меняются форматы. Если раньше это был просто текст или звук, сейчас люди все больше используют в общении гифки, стикеры, обработку фотографий перед отправкой. То есть общение становится все более интерактивным.

Ну и тенденцией ближайшего будущего, о которой я уже упоминал, будет концентрация в мессенджере основных функций. То есть, зайдя в мессенджер, вы сможете сделать абсолютно все, начиная от банального общения, заканчивая покупками, вызовом такси, знакомствами и тд.

Еще один важный момент, которого пока еще нет, но он точно уже прорабатывается: поскольку мессенджеры — это огромная аудитория людей из разных стран и говорящих на разных языках, то должна появиться функция, когда люди будут отправлять сообщения на своем языке, а получатель сможет их читать на своем.

Это футурология?

Нет, это не футурология. Это искусственный интеллект. Он уже применяется в том же Google Translator.

А когда это может появиться в мессенджерах?

Мы вам скажем об этом первой (смеется). В мессенджерах пока этого нету, но такие технологии, при которых наводишь камеру на текст, и он переводится на твой язык — уже есть. Да, конечно, там не литературный полноценный перевод, но тем не менее. Вполне возможно, что появятся какие-то функции, когда вы слышите, например, пресс-конференцию на каком-то языке, и у вас одновременно перевод идет синхронный на ваш родной язык. Разумеется, здесь наиболее важным является не только технология, но и приватность ваших данных.

Ну и вопрос-бонус по поводу безопасности. Сейчас очень актуальная тема безопасности, в том числе защиты персональных данных. Как пользователям быть уверенными в своей безопасности?

У нас применяется сквозное шифрование. Что это значит? Техническим языком это значит, что ключи шифрования находятся на ваших устройствах. То есть информацию о контенте можете знать только вы и ваш собеседник. И ключей шифрования мы не храним.

А если вы хотите еще более усилить безопасность, то у нас есть и отдельные чаты с самоудаляющимися сообщениями, и чаты, которые вы можете найти только по пин-коду, и секретные чаты.

А физически где хранятся данные?

У нас, как и у любой интернет-компании, есть, конечно, серверы, через которые проходят в закодированном виде сообщения или звонки. Мы сотрудничаем с компанией Amazon, которая предоставляет нам в аренду эти серверы. Мы на 100% не можем знать, где находится конкретный сервер. Условно говоря, вы можете совершать звонки из Украины через сервер в Голландии.

Еще один момент — сообщение, которое вы отправили, приходит на сервер в виде кода и хранится на сервере в течение двух недель, если, допустим, ваш собеседник не получил этого сообщения. Но по истечению этого срока оно удаляется, и ни мы, ни какие-то третьи лица не могут получить доступ к этой информации.

Ну и третий момент в разрезе безопасности: наш мессенджер заблокирован примерно в 10 странах мира, потому что в свое время мы просто ни морально, ни физически не смогли предоставить никакой информации о наших пользователях правительствам этих стран.

  А как происходит такой запрос от правительств?

Такую ситуацию мы имели, к примеру, в Иране. Они присылают официальный запрос на какую-то конфиденциальную информацию. Мы всегда стараемся быть в диалоге с властями, потому что у нас большая пользовательская база и мы хотим, чтобы люди продолжали нами пользоваться. До определенной точки мы продолжаем находиться в диалоге, но если запросы противоречат нашей политике конфиденциальности, тогда нам приходится приостанавливать обслуживание наших пользователей в той или иной стране.

  Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram