Транспорт 19 декабря 2013 в 9:27

Кому на пользу стратегическое дноуглубление в Ильичевском морпорту

Транспортные чиновники утверждают — запланированное развитие Ильичевского МТП позволит повысить его конкурентоспособность. Эксперты, однако, особой целесообразности в презентованной долгосрочной стратегии для порта пока не усматривают

В украинском Мининфраструктуры презентовали долгосрочный план для Ильичевского морского торгового порта (ИМТП). В пресс-релизе, опубликованном на сайте министерства 17 декабря, указывается, что совет порта определил для него основные направления развития до 2038 года — как того, собственно, и требует отраслевая стратегия, утвержденная Кабмином в этом году.

Среди ключевых направлений развития Ильичевского МТП названо углубление дна в подходном канале и операционной акватории до 15 метров, а в дальнейшем, при необходимости, до 17 метров. После проведения указанных дноуглубительных работ ИМТП сможет принимать суда типа Capesize грузоподъемностью свыше 100 тыс. тонн и суда-контейнеровозы класса Post Panamax Plus емкостью 8 тыс. TEU, конкретизируется в министерском релизе.

Деньги любят глубину

Руководство порта уверено, что такой подход позволит заметно улучшить его конкурентные характеристики. "Уже сегодня порт теряет свои конкурентные позиции и значительно проигрывает по глубинам своим основным конкурентам — портам Констанца (Румыния), Новороссийск (РФ), "Южный" (Одесская обл.). Мы учли все пожелания, как наших сегодняшних партнеров, так и потенциальных инвесторов, для которых соответствующая глубина — это возможность оптимизировать расходы на фрахте", — приводится в сообщении Мининфраструктуры цитата начальника Ильичевского МТП Алексея Кошелева.

Его слова подтверждает генеральный директор "Ильичевского зернового терминала" Александр Видоменко. В разговоре с журналистом Delo.UA он отметил, что при формировании планов развития были учтены потребности компаний, которые осуществляют свою деятельность в порту. Реализация стратегии-2038, в случае с Ильичевском предусматривает также реконструкцию причалов и развитие терминалов с привлечением, как частных, так и государственных инвестиций. На данный момент в ИМТП, помимо государственного стивидорного предприятия, работают девять частных терминалов. По этим направлениям компания Видоменко инвестировала порядка 19 млн грн и собирается вкладывать средства и в последующем, "несмотря на то, что вопрос с возмещением государством инвестиций не решен".

Прошлогодний финансовый план ИМТП предусматривал вложения "в развитие производственной и социальной сферы" в объеме 487 млн грн — около $61 млн по курсу НБУ. Прояснить, какой объем средств потребуется на реализацию уже 25-летнего плана развития в самом ИМТП не удалось. На запрос Delo.UA, в Администрации морских портов Украины ответили таким образом: "Планы развития Ильичевского морского порта должны пройти соответствующую процедуру утверждения в правительстве. Все комментарии возможны только после утверждения документа".

И это притом, что в информационно-аналитическом бюллетени Кабмина указывается — "все вышеуказанные мероприятия входят в краткосрочную перспективу плана развития порта. По аналитическим сведениям, реализация первого блока проекта потребует 1,4 млрд грн (около $175 млн — Ред.)". Секрета не составляют и оценки, которые не так давно оглашались по дноуглубительным работам для других украинских портов. В ноябре нынешнего года замминистра инфраструктуры Дмитрий Демидович заявлял, что в дноуглубление порта "Южный" потребуется инвестировать свыше 1,1 млрд грн. (порядка $140 млн). А стивидорная компания "ТИС", уже проводившая за свой счет такие работы в "Южном", затратила на их осуществление свыше 25 млн. евро.

Плюс-минус метр…

Деньги — важный аспект реализации любого проекта. Но в случае с ИМПТ объемы инвестирования остаются не единственным "не проясненным моментом" в его долгосрочной стратегии развития, констатируют отраслевые эксперты.

"Углубление акватории порта до 17 метров целесообразно при работе с судами водоизмещением 150 тыс. тонн. Такая глубина позволяет грузить судно до максимальной осадки у причала (до 14,5-15 м), а затем выводить в центр сухого лимана", — говорит управляющий проектами компании Informall BG Андрей Соколов. По его словам, у причалов ИМТП достичь запроектированной глубины сейчас невозможно: "Шпунтовая стенка, удерживающая грунт, не предусматривает возможности углубления до 15-17 метров — для этого необходимо проводить полную реконструкцию самих причалов".

И еще одно обстоятельство. В презентации стратегических планов по ИМТП говорится о первоначальном углублении подходного канала до 15 метров. Но, как отметил в неформальном разговоре представитель одной из стивидорных компаний, работающих в этом порту, нынешняя глубина канала составляет 16 метров. "Смысл лишь в том, чтобы углублять дно у причалов. (Сейчас причальные глубины здесь составляют 7,5–14 метров — Ред). Однако возникает проблема с техникой — она или отсутствует, или материально устарела", — добавил наш собеседник.

На сегодняшний день 29 причалов ИМТП способны принимать суда грузоподъемностью до 100 тыс. тонн. Годовая проектная мощность перевалки в порту — свыше 30 млн тонн, а пропускная способность по перевалке контейнеров — 1,15 млн TEU. С 2007 года порт способен обеспечивать одновременный прием трех океанских контейнеровозов вместимостью свыше 5 тыс. TEU и длиной до 300 метров.

Соколов полагает, что дноуглубительные работы в ИМТП с тем, чтобы принимать суда на 8 тыс. TEU — как это указывается в презентованном плане развития порта, вряд ли помогут привлечь дополнительные контейнерные грузопотоки. Это свое утверждение он обосновывает следующим примером: "В порту расположен "Контейнерный терминал Ильичевск" (КТИ). Контейнеровозы, которые способен принимать КТИ, ограничены не столько осадкой, сколько длиной. Сейчас суда транспортной судоходной компании CMA CGM на третий-четвертый причалы ставят с разрешения капитана порта, а на пятом-шестом причале установлены настолько старые краны, которыми обслуживать контейнеровозы невозможно".

Эксперт предположил, что единственным, для кого может быть полезно запланированное для Ильичевска дноуглубление — это одноименный морской рыбный порт, располагающий собственным контейнерным терминалом. Но в Ильичевском морском рыбном порту, по словам представителя Informall, глубина у причала и так составляет 14 метров, и "этого вполне достаточно, чтобы принимать суда на 8 тыс. TEU".

Загрузка...
Информационный партнер проекта Ukr.net
Новости со всех уголков Украины на https://www.ukr.net/
Загрузка...

Fatal error: Uncaught Exception: Tablespace is missing for table `webt_delo2017_restore`.`pphp_core_jobs`. in /app/app/lib/Components/Storage/Database/oDatabaseDefault.inc.php:136 Stack trace: #0 [internal function]: webtFramework\Components\Storage\Database\oDatabaseDefault->query('INSERT INTO `p...', 'base') #1 /app/app/lib/Core/webtDB.inc.php(237): call_user_func_array(Array, Array) #2 [internal function]: webtFramework\Core\webtDB->__call('query', Array) #3 /app/app/lib/Core/oPortal.inc.php(106): call_user_func_array(Array, Array) #4 /app/app/lib/Interfaces/iModel.inc.php(307): webtFramework\Core\cProxy->__call('query', Array) #5 /app/app/lib/Interfaces/iModelManager.inc.php(81): webtFramework\Interfaces\oModel->generatePrimaryValue() #6 /app/app/lib/Core/webtJobs.inc.php(200): webtFramework\Interfaces\oModelManager->initPrimaryValue(Object(webtFramework\Models\CoreJob)) #7 [internal function]: webtFramework\Core\webtJobs->add('$this->_p->cach...') #8 /app/app/lib/Core/oPortal.inc.php(106): call_user_func_array(Array in /app/app/lib/Components/Storage/Database/oDatabaseDefault.inc.php on line 136