Рынки 29 августа 2011 в 10:00

Крупнейшие компании Украины – Машиностроение

"Дело" публикует отраслевые рейтинги крупнейших компаний Украины, составленные журналом "ТОП-100". Компании ранжировались по величине чистого дохода в 2010 году

Украинские машиностроительные компании достаточно уверенно чувствуют себя в странах постсоветского пространства. Одна из главных причин рыночной стабильности - отсутствие серьезной конкуренции

Машиностроение - отрасль для Украины противоречивая. В целом государство может гордиться ее прибыльностью: по данным Госкомста, в 2010 году машиностроительные компании страны заработали 5,5 млрд. грн. Однако, согласно той же статистике, только половина предприятий являются прибыльными.

Подпишитесь на канал DELO.UA

Иммунитет к развалу им привила естественная среда обитания. И дело вовсе не в закалке, которую они получили в конкурентной борьбе. Причина, скорее, в ее отсутствии.

На особом положении

Многие украинские машиностроительные предприятия либо монополисты на своем рынке, либо выпускают дефицитную продукцию, спрос на которую стабильно высокий. Это позволяет им довольно прохладно подходить к вопросам модернизации производства.

Впрочем, нельзя сказать, что эта ситуация статична: понимая потенциал рынков постсоветского пространства, западные компании постепенно начинают «затачивать» свое производство под соответствующие требования. Так, по словам аналитика инвестиционной компании Astrum Investment Management Игоря Билыка, сегодня вопрос технологической отсталости для украинского машиностроения не критичен. Однако с годами он будет играть все большую роль с точки зрения конкуренции.

По словам эксперта, ключевым рынком для украинского машиностроения остается СНГ. «Порядка 90% отечественных вагонов экспортируется в страны СНГ, преимущественно в Россию. Свыше 40% украинских автомобилей, произведенных в 2010 году, были также экспортированы в основном на российский рынок», - поясняет Билык. Основным рынком сбыта Россия остается и для украинского моторостроения: в 2010-м отечественный производитель авиадвигателей - компания «Мотор Сич» - экспортировала «северному соседу» до 70% своей продукции.

Зависимость от России

Пожалуй, одним из ключевых сегментов украинского машиностроения сегодня является вагоностроение. Его относительную живучесть можно объяснить, во-первых, высоким спросом на железнодорожный подвижной состав, который подходит для эксплуатации на ширококолейной железной дороге. Во-вторых, к развитию компании подстегивает такая редкая для отрасли конкуренция. Только в одной Украине сегодня работают четыре крупных предприятия - «Азовмаш», «Днепровагонмаш», Крюковский и Стахановский вагоностроительные заводы.

По подсчетам Astrum, около 80% их продукции уходит в Россию. Такая зависимость от одного рынка уже сыграла с компаниями злую шутку: в пик кризиса производственные показатели практически всех заводов упали на 70-80%, когда российские клиенты практически отказались до лучших времен от покупки вагонов.

Стабильной работой мог похвастаться разве что «Азовмаш». Эта компания – самый крупный в СНГ производитель железнодорожных цистерн, спрос на которые в некоторых странах постсоветского содружества очень высок, особенно в той же России и Казахстане. Поэтому даже в кризис компания наращивала объемы производства. Например, в первом квартале 2009 года - в самый разгар кризиса - «Азовмаш» увеличил производство цистерн на 11%.

«Спрос на железнодорожные цистерны остается стабильным благодаря тому, что объемы транспортировки нефтепродуктов, в отличие от других грузов, практически всегда остаются на высоком уровне», - отмечает Билык. К тому же, по его словам, операторы, работающие на этом рынке, получают высокую прибыль, что дает им финансовую возможность пополнять и обновлять свой парк железнодорожного транспорта.

Энергетическая стабильность

Самым устойчивым в конкурентной борьбе в Украине сегодня остается энергетическое машиностроение. «Работа таких предприятий в основном строится на долгосрочных договорах. К тому же такое оборудование энергетического машиностроения, как турбины или газоперекачивающие агрегаты, поставляется в основном на инфраструктурные проекты, перенос реализации которых маловероятен, в случае если проект уже запустили», - поясняет аналитик Astrum.

Среди предприятий энергетического машиностроения наилучшие положение у НПО им. Фрунзе. Одним из крупнейших заказчиков завода является самая прибыльная, по версии американского журнала Fortune, компания в мире - «Газпром». Только в прошлом году российский газовый монополист приобрел у НПО им. Фрунзе, по данным самого предприятия, оборудования на $100 млн.

Радужные перспективы

По мнению экспертов, в ближайшем будущем украинскому энергетическому машиностроению также не грозит кризис. По прогнозу Международного энергетического агентства, до 2030 года в мире планируется ввести в эксплуатацию новые электростанции общей мощностью 4800 ГВт. Половина этих мощностей будет построена в развивающихся странах, где позиции украинских энергомашиностроителей очень сильны. А основной покупатель продукции украинских предприятий - Россия - намерена только в ближайшие десять лет ввести в эксплуатацию 20 атомных энергоблоков.

Впрочем, по мнению Александра Паращия, аналитика инвестиционной компании BG Capital, хорошая конъюнктура - еще не повод для украинских машиностроителей расслабляться. «Они могут потерять свои позиции, если российские компании начнут больше инвестировать в развитие, привлекать зарубежных партнеров с новыми технологиями или ограничивать импорт украинской продукции», - отмечает Паращий.

 

Ссылка на весь рейтинг ТОП-100  

http://www.investgazeta.net/tags/find/%D1%82%D0%BE%D0%BF-100/

Загрузка...
Новое видео
Борис Шестопалов: Что сегодня делает бизнес более устойчивым?
Загрузка...