Кто из промышленников выиграет от снижения цен на российский газ

Не все отрасли реального сектора экономики Украины в полной мере смогут оценить снижение цен на российский газ. "Виной" всему — модернизация

Снижение стоимости природного газа, импортируемого из России, с $400 до $268,5 за тысячу кубометров могло бы стать триггером, запустившим украинскую промышленность на полную мощность. (По данным Госстата, спад промышленного производства в стране в январе-октябре 2013 года составил 5,2%). Но де-факто украинской промышленности от такого снижения газовых расценок — "ни жарко ни холодно". Почему уменьшение цены на газ не играет существенной роли для реального сектора страны?

Химический момент

Согласно прогнозному балансу Кабмина на 2013 год, годовое потребление природного газа в украинском химпроме составляет 8-8,5 млрд кубометров. Этот сектор отечественной промышленности по объективным причинам использует в технологическом процессе очень крупные объемы газа. В себестоимости производства азотных удобрений природный газ как сырье по разным оценкам занимает до 70-80%.

Азотная химия в Украине представлена рядом крупных предприятий, а производственное ядро отрасли контролируется холдингом OstChem, входящим в Group DF Дмитрия Фирташа. В майском интервью Forbes управляющий директор Group DF Борис Краснянский отмечал, что общее потребление газа азотными предприятиями, входящими в орбиту интересов возглавляемой им группы, ежегодно составляет около 6 млрд кубометров.

Дмитрий Фирташ давно находится в особых отношениях с российским газовым поставщиком. "Газпром" для его компании сделал скидку на ресурс еще в октябре текущего года — до фактически тех самых $268,5 за тыс. куб. м. Правда, эта цена распространялась только на 5 млрд куб. м, хотя и до такого снижения OstChem получал газ примерно на $10-20 на тысяче кубометров дешевле, нежели НАК "Нафтогаз Украины".

Но в Group DF нацелены не только на ценовую экономию основного для своей азотной химии сырья. Так, реконструкция двух агрегатов на "Ривнеазоте" в 2007 году способствовала сокращению расхода газа на выпуск тонны аммиака на 20% — с 1,24 тыс. куб м до менее тысячи кубометров. В прошлом году аналогичный проект реализовали на черкасском "Азоте".

Если провести модернизацию на всех шести украинских предприятиях азотной химии, суммарное потребление газа в секторе может сократиться на те же 20%, т.е. до 6,8 млрд куб. м в год, а при полной загрузке — до 7,2 млрд кубометров ежегодно. 2014 год для этого — наиболее оптимальный период. Запас газа на следующий год в подземных хранилищах Фирташ для своих химзаводов уже создал, осталось внедрить технические решения по рациональному его использованию.

Металлургические стратегии

Черная металлургия наряду с химической отраслью многие годы считалась одним из самых энергозатратных секторов украинской промышленности. В докризисные времена метпредприятия страны потребляли 9-9,5 млрд кубометров газа ежегодно. Но в последние годы применение "голубого топлива" в секторе заметно сократилось. По данным объединения "Металлургпром", в 2010-2011 годах объем потребления газа металлургическими предприятиями составлял почти 5,2 млрд кубометров в год, а уже в 2012-м этот показатель снизился до 3,9 млрд куб. м.

Тенденция к сокращению уровня использования природного газа в отрасли продолжилась и в текущем году. "Металлургпром" констатирует снижение среднесуточного потребления ресурса за 11 месяцев 2013-го до 8,4 млн кубометров в сравнении с 10,6 млн куб. м годом ранее, что составляет около 20%. Всего за январь-ноябрь нынешнего года украинские метзаводы и комбинаты использовали 2,809 млрд куб. м природного газа.

Если в декабре потребление сохранится на таком же уровне, то по итогам 2013-го металлурги могут использовать 3-3,1 млрд кубометров ресурса. Это в три раза меньше докризисных показателей. Директор ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Владимир Власюк, в целом оценивая роль природного газа для украинской металлургии, в середине декабря отмечал, что сейчас его доля в структуре себестоимости выплавки стали занимает около 5-7% ($2-4/тонна).

Причин к такому снижению несколько. С одной стороны, после кризиса отечественные металлурги заметно уменьшили объемы производства, а значит и потребления топливных ресурсов. Выплавка стали в стране, скажем, с 2007-го снизилась на 10 млн тонн/год. С другой же, еще до кризиса, после первого заметного удорожания газа, наши металлурги всерьез начали просчитывать варианты с отказом от природного газа в производстве и/или с замещением его более дешевыми топливными ресурсами. Первый вариант решения пришел вместе с заменой устаревшего мартеновского производства стали (сильно привязано к использованию природного газа) на более прогрессивные технико-технологические решения — конвертерные и электропечные.

От мартена в пользу конвертера ушли на Алчевском меткомбинате корпорации "ИСД" (подконтрольна российскому капиталу) в ходе масштабной и еще докризисной реконструкции основных мощностей. В компании "Интерпайп" Виктора Пинчука за пять лет построили и запустили в прошлом году электросталеплавильный комплекс в Днепропетровске, что позволило закрыть старый мартеновский цех на Нижнеднепровском трубопрокатной заводе. Такой же подход применяют и на "Донецкстали-МЗ" Виктора Нусенкиса, где заканчивается строительство дуговой сталеплавильной печи взамен выведенных в апреле 2012-го мартеновских мощностей. На "Азовстали" из группы "Метинвест" Рината Ахметова и Вадима Новинского мартен погасили весной 2011-го. Последними крупными заводами отрасли, эксплуатирующими мартеновский способ выплавки стали, остаются ММК им. Ильича и МК "Запорожсталь". Но и в их отношении в группе Ахметова заявляют планы по замене на конвертеры.

Еще один металлургический передел, на котором наблюдается масштабное потребление природного газа — доменный. В случае с производством чугуна украинские меткомпании реализуют "стратегию замены". Таковая предусматривает внедрение технологии вдувания пылеугольного топлива (ПУТ) в горн доменной печи; это позволяет сократить или свести к минимуму использование природного газа в производственном процессе.

Сегодня ПУТ-комплексы работают на "Донецкстали"-МЗ", Алчевском МК, "Запорожстали" и ММК им. Ильича. В следующем году предполагается их запуск на Енакиевском метзаводе группы "Метинвест" и ДМК им. Дзержинского корпорации "ИСД". По словам генерального директора объединения "Укркокс" Анатолия Старовойта, которые приводит ИА "Интерфакс-Украина", из 30 млн тонн чугуна, выпускаемых в нашей стране, 13 млн тонн выплавляются именно с использованием ПУТ-технологии. Это позволяет экономить в год около 1,2 млрд кубометров газа.

Существует, впрочем, и другой момент. В "Укркоксе" прогнозируют возможный рост стоимости коксующегося угля на фоне снижения цены газа. Сокращение ценовой разницы между природным газом и другими топливными материалами, используемыми при выплавке чугуна, по мнению Старовойта, может привести к приостановке внедрения ПУТ-технологии в металлургии на неопределенное время: "Вкладывать средства в модернизацию может оказаться экономически нецелесообразным".

Сами металлурги, что интересно, такой точки зрения не придерживаются. В крупных меткомпаниях уже несколько лет как приняты стратегические установки, направленные на уход от газовой зависимости по импорту. "Программа модернизации (доменных производств с внедрением технологии вдувания ПУТ — Ред.) заложена в долгосрочной стратегии развития группы. В данный момент мы не намерены ее пересматривать", — сообщили во время подготовки этого материала Delo.UA в пресс-службе "Метинвеста".

Подход машиностроителей и преференция для энергетиков

Украинское машиностроение также потребляет природный газ в немалых объемах. По данным Минпромполитики, прогнозное потребление ресурса в этой отрасли на текущий год — 4-4,5 млрд кубометров. При этом в себестоимости производства готового изделия он занимает до 20%. Но и в машиностроительном комплексе страны находится место для модернизации. К примеру, на заводе "Энергомашспецсталь" (подконтролен "Росатому") с 2010 года сократили вдвое расход газа на тонну готового изделия за счет модернизации печей химико-термической обработки.

Ярослав Сухой, бывший заместитель директора ОАО "Мотор Сич" (контроль над предприятием связывают с депутатом от Партии регионов Вячеславом Богуслаевым), ныне народный депутат, полагает, что украинское машиностроение сможет выиграть от удешевления импортного природного газа. Но в то же время усматривает в этом определенную опасность. "Сейчас многие предприятия вкладывают средства в модернизацию производства и повышение энергонезависимости, а с удешевлением этого ресурса промышленность может увеличить его потребление", — говорит он. По оценкам Сухого, затраты энергоресурсов на украинских промпредприятиях в 5-6 раз выше, чем у европейских производителей.

Вот кто точно выиграет от снижения цены на российский газ, так это украинские предприятия теплокоммунэнерго (ТКЭ). По данным Госстата, в 2012 году отечественные теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) использовали 12 млрд кубометров "голубого топлива". Предприятиям ТКЭ с 1 августа 2010 года установлен предельный уровень цены на природный газ — 1309,2 грн (около $164) за тыс. куб. м с учетом всех надбавок. Но такая стоимость распространяется только на объем в 6,3 млрд кубометров, за остальное придется платить ту же цену, что выставляется и промышленникам. В немалой степени из-за этого в ТКЭ намерены тоже сокращать газовое потребление — вследствие модернизации.

Согласно планам Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, за отопительный сезон 2013-2014 годов украинские ТЭЦ используют 8,1 млрд куб. м природного газа. В Минрегионе к этому добавляют, что в течение отопительного сезона 2013-2014 годов предприятия теплокоммунэнерго должны сократить потребление природного газа на 5%. По словам министра Геннадия Темника, такую экономию должно обусловить техпереоснащение ТКЭ.

При всем сказанном не стоит забывать: согласно новому дополнению к договору между НАК "Нафтогаз" и "Газпромом", стоимость газа для Украины будет ежеквартально пересматриваться. Иными словами, уверенность в низкой цене природного газа с 2014-го у наших промышленников будет простираться не дальше трех месяцев. Такой временной горизонт — явно не лучший для долгосрочного прогнозирования экономики промышленных предприятий. Даже с учетом того, что "в целом" дешевый газ обещан Украине и ее индустриальным отраслям до 2020 года.