- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Кто помогает россиянам скупать украинские активы
В том числе и металлургического. Об этом свидетельствуют ряд инвестиционных решений, которые руководство банка принимало за последние несколько лет. В частности основные средства, которые ВЭБ выделял с 2008 года российским компаниям, были использованы в двух направлениях: погашение долгов перед западными инвесторами и покупка активов за пределами России.
Помощь Абрамовичу и Дерипаске
Активно помогать российскому бизнесу Внешэкономбанк (ВЭБ), наблюдательный совет которого возглавляет премьер-министр России Владимир Путин, начал в разгар кризиса. В 2008-2009 годах банк выдал отечественным компаниям в качестве кредитов $11 млрд.
Крупнейшими заемщиками ВЭБа во время кризиса выступили две горно-металлургические компании — «Евраз Групп» Романа Абрамовича и «РусАл» Олега Дерипаски. «РусАл» получил от госбанка $4,8 млрд., а «Евраз Групп» — $1,8 млрд. Эти деньги помогли компаниям выполнить свои кредитные обязательства, которые приходились на 2009 год.
Компании Абрамовича деньги нужны были на рефинансирование краткосрочных займов, взятых в западных банках на покупку иностранных активов. Напомним, что на тот момент общий долг «Евраза» составлял $9,1 млрд. Благодаря деньгам, полученным от ВЭБа, холдинг смог решить проблемы с иностранными инвесторами.
Деньги Внешэкономбанк давал «Евразу» под залог североамериканских активов дочерней компании группы — Evraz Inc. NA Canada. Из выданных $1,8 млрд. компания Абрамовича уже вернула $800 млн. Возврат $1 млрд. был отсрочен на год — до ноября 2010 года.
Ситуация с «РусАлом» обстояла несколько иначе. Долг компании Дерипаски был намного больше — $16,8 млрд. Соответственно, и помощь ВЭБа оказалась значительно больше. За счет кредита российского банка Дерипаска реструктуризировал долг перед западными банками, взятый под покупку блокирующего пакета акций горно-металлургического комбината «Норильский никель». Однако сам пакет акций попал в залог ВЭБу и, по сути, оказался в распоряжении правительства России. Так Кремль смог получить доступ к контролю за стратегически важным, крупнейшим в мире производителем цветных металлов: палладия, никеля, кобальта, платины, золота и меди. Также в залоге у ВЭБа оказалась и часть акций остальных алюминиевых предприятий Дерипаски. В итоге государство стало основным кредитором «РусАла». Тем не менее кредит ВЭБа не позволил Дерипаске полностью решить проблемы с кредиторами. И бизнесмен принял решение вывести компанию на IPO.
И тут на помощь российскому бизнесмену пришел ВЭБ. Банк выкупил почти 3% акций допэмиссии из 15% предложенных. Это позволило «РусАлу» провести успешное IPO со стоимостью акций на 15% выше нижнего коридора. Благодаря поддержке госбанка было привлечено около $2,4 млрд., которые пошли на выплату долгов. В итоге общая задолженность «РусАла» сократилась до $14,5 млрд., а государство стало главным кредитором компании.
Финансирование экспансии
По сути, как в случае с «Евразом», так и с «РусАлом» ВЭБ помог реструктуризировать компаниям долги, в которые они влезли, приобретая активы за рубежом. Сегодня же Внешэкономбанк помогает компаниям продолжить свою экспансию.
Напомним, что в конце 2009 года сделку по покупке контрольного пакета акций украинской корпорации «Индустриальный союз Донбасса» («ИСД»), основным бенефициарием которой остается Сергей Тарута, профинансировал именно Внешэкономбанк. Как говорилось в официальных сообщениях, сделка была совершена в интересах российских инвесторов. Тем не менее свою причастность к покупке «ИСД» сегодня признал только собственник швейцарской компании-металлотрейдера, один из учредителей «Евраз Групп» Александр Катунин. А купленные якобы российскими инвесторами акции компании так и остались на счету ВЭБа. Впоследствии, как сообщало «ДЕЛО» (№13 от 03.02.10), ВЭБ выкупил часть долгов украинской корпорации. Львиная доля кредитов, которые брала корпорация Сергея Таруты, так же как и в случае с российскими металлургическими компаниями, приходится на зарубежных инвесторов. А учитывая тот факт, что платить по долгам в полном объеме у «ИСД» возможности не было, иностранные банки могли потребовать долю в корпорации. Соответственно, российская сторона не могла этого допустить.
Еще один актив ВЭБ в Украине — Проминвестбанк. Российский госбанк стал собственником 75%+3 акции ПИБа в декабре 2008 года.
По мнению старшего аналитика инвесткомпании Astrum Investment Management Юрия Рыжкова, предоставляя государственные кредиты для рефинансирования долгов частных компаний, российское правительство прежде всего усиливает влияние на них. «Не исключено, что в определенный момент правительство или отдельные чиновники потребует долю в акционерном капитале таких компаний. Этот процесс идет в российской цветной металлургии, так может быть и в черной», — прогнозирует Рыжков.