Mercedes-Benz может отказаться от строительства завода в России

Mercedes отверг несколько вариантов площадок для производства легковых автомобилей в России. Немцам не понравились предложенные чиновниками московское Бирюлево, Зеленоград и Татарстан
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Сразу несколько вариантов площадок для размещения производства легковых автомобилей в России отверг Mercedes-Benz. По информации Минпромторга РФ, немецкого автопроизводителя не устроили предложенные ведомством объекты, несмотря на их развитую логистику.

Напомним, что, согласно вступившему в прошлом году в силу постановлению правительства РФ об ограничении госзакупок иномарок, Mercedes-Benz потерял право на участие в тендерах. В соответствии с соглашением о промышленной сборке между автопроизводителями и Минэкономразвития РФ работающие в России компании берут на себя обязательства достичь определенного уровня локализации к 2018 году. Mercedes-Benz, которого называют одним из инициаторов создания данного соглашения, до сих пор не организовал в России собственного производства легкового транспорта.

"Mercedes получил отказ по площадке ЗИЛ в Москве, — рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров. — Как автомобильное производство ЗИЛ развиваться не будет. На ЗИЛе производить автомобили бессмысленно. Это почти центр города. Представьте, если там собирать 20–30 тыс. машин, то какой должен быть автопоезд, чтобы постоянно курсировать по всем пробкам. При сегодняшней загруженности автомагистралей это нелогично. Но почему бы не использовать все другие промышленные площадки в Москве? Им было предложено несколько вариантов — как минимум две площадки располагались в столице. Одна из них в Бирюлеве, где, я считаю, просто прекрасная транспортная логистика и промышленная инфраструктура. Москва была готова дополнительно создать необходимые условия. А также в Московской области, в Зеленограде. Но все это не подошло. Предложили Татарстан, но решение также не принято, и коллеги находятся в подвешенном состоянии по этому вопросу".

Как сообщили в пресс-службе Mercedes-Benz, решение о выборе площадки в России принимается высшими руководителями компании и вся информация по этому вопросу полностью закрыта.

"Скорее всего, в настоящее время это больше не технический, а политический вопрос, — отметили в пресс-службе. — В России сейчас непростая ситуация, все ждут, никто не хочет ничего затевать".

Аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков уверен, что до конца 2015 года Mercedes-Benz так и не примет решение о площадке и строительстве завода по производству легковых автомобилей в России. По его мнению, компанию останавливает не только неопределенная ситуация на сокращающемся авторынке, но и политика самого Минпромторга по отношению к иностранным компаниям, которые уже локализовали в России свое производство.

"Дело в том, что до сих пор непонятно, каковы будут условия для иностранных компаний после 2020 года, — говорит Рожков. — Все надеются, что именно в текущем году ведомство выпустит свою стратегию, по которой они будут работать после 2020 года, и представит свое видение развития рынка новых автомобилей и автокомпонентов. Ведь согласно требованиям ВТО пошлины на иностранные автомобили должны постепенно снижаться. Соответственно, заинтересованность в строительстве завода с каждым годом будет уменьшаться".

В Mercedes-Benz хотят понять, каков будет спрос на автомобили и насколько будут сокращаться импортные пошлины. Я думаю, что до конца этого года компания не определится с площадкой, пока не оценит новую информацию по политике Минпромторга".

Старший менеджер практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Сергей Литвиненко считает, что в настоящее время инвестиции в локализацию производства в России привлекательны только для тех автопроизводителей, которые уже хорошо здесь представлены и обладают серьезной долей рынка.

"С одной стороны, в этом году рынок снизится настолько, что это потребует сокращения объемов производства — это то, что настораживает любого игрока, — говорит Литвиненко. — С другой стороны, те, кто уже заработали себе репутацию и нашли своего потребителя, меньше подвержены этому риску, и для таких компаний локализация производства все равно интересна. В свете обесценения рубля компании с возможностью локального производства находятся в более выгодном положении перед теми, которые работают с импортом. При этом решение любой европейской и американской компании о локализации своего производства в настоящее время будет больше зависеть от политической ситуации. В случае с некоторыми успешными компаниями вопрос локализации напрашивается сам собой. Перспективы у российского авторынка есть, и спрос на автомобили не может оставаться отложенным продолжительное время".

Ранее в эксклюзивном интервью "Газете.Ru" глава Mercedes-Benz в России Ян Мадея заявил, что на госзаказы приходится около 3% продаж.

"Если взять все наши продажи в целом — а на российском рынке мы продаем порядка 45 тыс. автомобилей, — то на долю государственных заказчиков в России приходится не более 3%, — сказал Мадея. — Конечно, обычно они покупают дорогие машины. Но эти заказы не определяют прибыльность нашей компании".

Кроме того, одной из основных преград на пути открытия местного производства в России Ян Мадея назвал недостаточно прозрачное и стабильное российское законодательство.