На сколько лет еще протянется Бескидский тоннель

В Мининфраструктуры утверждают — в этом году будет осуществлено 40% проходки по новому Бескидскому тоннелю. Завершить этот железнодорожный проект, который обсуждается с 2004-го и оценивается почти в $275 млн, обещают через два года. Кому на пользу?

На текущей неделе глава министерства инфраструктуры Владимир Козак заявил на брифинге — на протяжении 2014 года будет построено до 700 метров нового Бескидского тоннеля (сооружается на замену одноименному устаревшему объекту). С учетом общей запроектированной длины сооружения — 1764 м — это составит около 40% его протяженности. По словам и.о. министра, подготовительные работы уже прошли, началось непосредственно бурение; в целом сооружение объекта предусмотрено завершить в 2016 году. Кто заработает на этом проекте и какую выгоду от его реализации получит экономика страны?

Деньги и мотив

Строительство тоннеля, который должен пройти на глубине 182 метра от поверхности Бескидского хребта (780-805 м над уровнем моря), обсуждается с 2004 года. Тогда между "Укрзализныцей" (УЗ) и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) был подписан договор о предоставлении в кредит $40 млн. Это заимствование было выделено под госгарантии и ставку LIBOR+1%, вспоминает старший советник украинского представительства ЕБРР Антон Усов. "Договор был ратифицирован Украиной только в 2007 году", — конкретизирует он.

В начале 2011-го к проекту присоединился Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Но только в конце декабря 2013-го Кабинет министров одобрил привлечение от этого банка 55 млн евро на строительство Бескидского тоннеля. По мнению директора аналитического департамента Pro-Consalting Александра Соколова, задержка с началом реализации проекта может объясняться недостатком ресурсов и очень тщательным выбором подрядчика, который бы реализовал столь масштабный проект качественно и в срок.

На данный момент общая смета по данной стройке утверждена в сумме 2,194 млрд грн, или $274,5 млн по официальному курсу НБУ на 6 февраля. Работы финансируются за кредитные деньги от ЕБРР и ЕИБ ($120 млн) и собственные средства Львовской железной дороги (1,2 млрд грн), детализировали в пресс-службе Госадминистрации железнодорожного транспорта Украины. При этом, здесь отметили, что финансирование работ по строительству этого тоннеля в госбюджете страны не предусмотрено.

Генподрядчиком по проектированию и строительству Бескидского тоннеля в 2011 году на тендере был отобран "Интербудмонтаж" (контроль над компанией СМИ связывают с Владимиром Петруком, который работал заместителем главы НАК "Нафтогаз Украины" в 2005-2006 годах). Эта компания оценила свои услуги и работы по данному проекту в 102,7 млн евро. Также в строительстве задействованы подразделения Львовской железной дороги.

Ныне эксплуатируемый тоннель под Бескидским хребтом был построен еще в 1889 году во времена Австро-Венгерской империи. "Тоннель несколько десятилетий уже находится в аварийном состоянии. И каждый раз, когда температура опускается ниже 0 градусов, из тоннеля ежедневно вывозят порядка 30 тонн льда, который намерзает на сводах и несет угрозу для проходящих поездов", — рассказывает Александр Кава, координатор реформирования транспортной отрасли центра по экономическим реформам при главе государства. (Несколько лет назад Кава интенсифицировал продвижение проекта по созданию нового тоннеля).

Простое закрытие действующего однопутного тоннеля на ремонт — не решение, так как приводит к прекращению железнодорожного сообщения по линии Львов — Стрый — Мукачево — Чоп. В пресс-службе УЗ приводят такой расчет: в случае выхода тоннеля из строя Украина может потерять 60% объемов перевозок, которые идут через западную границу страны. "В результате этого, Украина может понести значительные валютные потери — около $50 млн в год", — уточняют здесь.

Ожидаемый эффект

Эксплуатируемый сейчас тоннель представляет собой барьерное место V Критского Международного коридора (соединяет Италию, Словению, Венгрию, Словакию и Украину), констатируют в "Укрзализныце". Бескидский тоннель — единственный однопутный участок на всей длине этого коридора, что уменьшает пропускную способность последнего. Двухпутный тоннель этот недостаток устранит.

Планируется, что после ввода в эксплуатацию новый объект сможет пропускать в сутки 100 поездов — вдвое больше, чем существующий. Скорость прохождения по нему возрастет до 80 км/ч против нынешних предельных 40 км/ч. "Новый тоннель будет способен предложить грузоперевозчикам быструю альтернативу перевозкам по морю: по железной дороге грузы будут приходить за 13-14 суток, тогда как путь по морю занимает 28-29 суток", — утверждает Юрий Беженарь, аналитик Ogilchyn Capital.

В отраслевом министерстве относят этот проект к стратегическим для государства, так как по его маршруту отправляется "свыше 40% транзитных грузов в направлении Западной и Центральной Европы". В "Укрзализныце" указывают на то, что эта стройка обозначена в плане и программе экономических реформ на 2010-2014 год. Эксперт "ЦТС-Консалтинг" Дмитрий Ягелло полагает, что для УЗ осуществление этого проекта очень важно в контексте конкурентной борьбы за те транзитные грузы, которые сейчас идут в обход нашей страны. "Тоннель расширяет возможности "Укрзализныци" в коридоре Европа-Россия/Россия-Европа, часть грузопотоков которого идет и через Беларусь", — утверждает он.

Александр Кава говорит, что проходка по новому тоннелю началась в конце декабря прошлого года, а к февралю нынешнего было сооружено 50 метров объекта. На данный момент, по его словам, к месту строительства подведена инфраструктура. В частности, был построен автомобильный подход к восточному порталу тоннеля (который находится во Львовской области) и создана перегрузочная площадка возле западного портала (расположен в Закарпатской области).

Транспортные чиновники планируют, что сооружение объекта в целом будет завершено через два года. Старый однопутный тоннель после ввода в эксплуатацию нового (отдалены друг от друга на 30 м) планируется реконструировать и использовать в качестве эвакуационного. Срок окупаемости средств на сооружение нового Бескидского тоннеля, по информации пресс-службы УЗ, составляет четыре года.

Аналитики, однако, в этих планах не уверены. "Следует учитывать, что озвученные сроки являются проектными и весьма вероятны поправки по многим причинам. Скорость проходки зависит от породы, структура которой на пути будущего тоннеля на 100% не известна. Геологи владеют лишь оценочной структурой пород, полученной только в точках бурения, которые не покрывают 100% проходки", — резюмирует Дмитрий Ягелло.