- Категория
- Энергетика
- Дата публикации
НАБУ ищет эксперта, чтобы оценить убытки от "Роттердам+"
Директор Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) Артем Сытник назвал расследование о возможных злоупотреблениях при утверждении формулы "Роттердам+" одним из наиболее актуальных для ведомства. Об этом Сытник заявил на брифинге в понедельник в Киеве после дискуссии на конференции, на которой обсуждались итоги деятельности НАБУ за три года.
"Это производство — одно из наиболее актуальных, которое расследует Антикоррупционное бюро. Мы пытаемся там максимально быстро двигаться, но, как удачно подмечено, нам нужна помощь международных партнеров, поскольку расследование связано с международно-правовыми поручениями", — сказал он.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Роттердам+", RAB-тарифы и независимость: что ожидает отрасль от нового НКРЭКУ
Сытник указал, что для определения размера убытков от реализации формулы "Роттердам+" нужен вывод эксперта, и это может быть одним из наиболее проблемных моментов в данном деле.
"Потому что на одного из экспертов, который проводил экспертизу по делам НАБУ, а именно — по "делу рюкзаков", сейчас осуществляется беспрецедентное давление со стороны правоохранительных органов", — подчеркнул директор НАБУ.
Как сообщалось, НАБУ подозревает членов Национальной комиссиии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) в сговоре в интересах энергогенерирующих компаний при утверждении формулы "Роттердам+".
НКРЭКУ начало применять новый порядок формирования прогнозной ОРЦ на электроэнергию с апреля 2016 года. НАБУ открыло производство по этому факту только через год — в апреле 2017 года. В августе 2017 года ведомство провело обыски в комиссии.
СПРАВКА
В 2016 году НКРЭКУ боролась с дефицитом антрацита для украинских ТЭС. Учитывая, что все антрацитовые шахты расположены на НКТ, источником угля для станций был либо импорт, либо поставки с оккупированных территорий.
"Мы отталкивались от того, что 40% угля добывается на неконтролируемой территории. Весь 2015 год все были "по колено в крови", чтобы привезти этот уголь", — объяснял позицию комиссии Дмитрий Вовк.
Чтобы избавиться от проблем с углем генерирующим компаниям дали дополнительный ресурс для импорта антрацита: прогнозная цена угля для украинских ТЭС рассчитывается по формуле — API2+фрахт (усредненные 12-месячные котировки на бирже Роттердама плюс доставка в Украину). Как подтвердили Delo.UA в профильных министерствах, формулу одобрили в правительстве, Минэнергоуглепроме, не нашлось претензий у АМКУ.
Впрочем, станции не особо нарастили импорт угля, и когда в начале 2017 года некие патриоты перекрыли железные пути из ОРДЛО, то оказалось, что антрацит из НКТ продолжали возить на украинские ТЭС.
После запрета торговли с ОРДЛО, крупнейшим импортером угля в Украину в 2017 году стала Россия, поставив 73,9% — 3,763 млн тонн угля. По данным НКРЭКУ, позиции российского импортного угля в Украине прочны и в июне 2018 года составят 78%. При этом доля импортного угля на станциях снизилась до 26%.
В итоговом интервью "Экономической правде" Вовк назвал методику "адекватной" и напомнил, что ее внедрение согласовали все органы.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram