"Роттердам+", RAB-тарифы и независимость: что ожидает отрасль от нового НКРЭКУ

Фото: depositphotos
Фото: depositphotos
К энергетикам на этой неделе вернулся регулятор — президент Порошенко назначил новых членов в НКРЭКУ, и они избрали главу комиссии. Кто это люди и какие задачи им предстоит решить?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

С марта 2018 года украинские энергетики жили без регулятора: в Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НРКЭКУ) из семи необходимых членов работали только двое — глава комиссии Дмитрий Вовк и его коллега Руслан Машляковский. Их полномочия завершились 26 мая 2018 года.

К этому времени на конкурсном основании в новые члены комиссии удалось отобрать 10 кандидатов, из которых президент Петр Порошенко назначил пятерку: Александра Формагея ("Укргидроэнерго"), Елену Антонову (ДТЭК), Оксану Кривенко (сотрудник НКРЭКУ), Дмитрия Коваленко (НЭК "Укрэнерго") и Евгения Маглеванного (Госэнергоэффективности).

И если предыдущий состав НКРЭКУ лицензиаты называли не иначе как "космонавтами" (как с положительной, так и с отрицательной коннотацией), то новых членов можно назвать "отраслевики".  

Сегодня НКРЭКУ выбрала главой Оксану Кривенко, и комиссия официально начала работу. Delo.UA вспомнило резонансные решения "президентской" НКРЭКУ и попросило экспертов определить ключевые точки для нового регулятора, которые покажут — получила украинская энергетика независимого арбитра или нет. 

Чьи интересы затрагивает комиссия

Комиссия влияет на конечную цену энергоносителей и коммунальных услуг для всех потребителей в Украине (бытовых и бизнеса).

Для примера возьмем электроэнергию: без согласования с правительством НКРЭКУ не меняет тарифы для населения, но регулярно пересматривает тарифы для небытовых потребителей — промышленности, бизнеса, административных и коммунальных зданий.

Именно этот сегмент потребляет больше всего э/э. Например, только промышленность использует свыше 40% от всего объема. Решения НКРЭКУ затрагивают интересы всех промышленных групп Украины: СКМ Рината Ахметова, Eastone Виктора Пинчука, "Приват" Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, "Прайм Эссетс Кэпитал" Петра Порошенко, УИГ Виталия Антонова, "Смарт-Холдинг" Вадима Новинского, Group DF Дмитрия Фирташа и др.

Причем, как и в случае с НДС, стоимость энергоносителей бизнес закладывает в цену своей продукции — металла, продовольствия, квартир, которую заплатит либо украинский покупатель, либо иностранный.

Также комиссия устанавливает тарифы государственным атомным, гидро- и гидроаккумулирующим электростанциям. Все угольные станции тоже подотчетны НКРЭКУ: это десять ТЭС энергохолдинга "ДТЭК" Рината Ахметова, две ТЭС "Донбассэнерго" Игоря Гуменюка и три ТЭС государственного "Центрэнерго".

Комиссия контролирует транспортировку энергоносителей. Например, тарифы и расходы всех облэнерго страны, интересы в которых есть у большинства украинских олигархов: у Константина Григоришина есть акции в 11 облэнерго, у Игоря Коломойского — в шести, ДТЭК Ахметова скупил акции трех, Игорь Суркис владеет долей в трех, а VS Energy, которую связывают с российским депутатом Александром Бабаковым, — девяти украинских облэнерго. 

Облгазы как естественная монополия тоже в ответственности НКРЭКУ. И хотя газовые сети принадлежат государству, управляют ими частные компании. Самая крупная — неформальная группа "Региональная газовая компания", которая управляет облгазами Дмитрия Фирташа.

Может ли этот орган стать независимым

Эксперты, опрошенные Delo.UA, сходятся во мнении, что новые члены комиссии —  профессионалы в сфере энергетики с практическим опытом, который не вызывает сомнений. Аналитический центр Dixi Group также проверил каждого кандидата на конфликт интересов, несоответствие задекларированного дохода тратам и имуществу, скандалов в публичной сфере. По словам аналитика центра Андрея Билоуса, "темных пятен" у финалистов не обнаружилось.

По этой причине Ольга Кошарна, директор по информации "Украинского ядерного форума" рассчитывает, что новые комиссионеры будут заботиться о своей репутации, а не выполнять свои обязанности в должности по принципу "после нас — хоть потоп".

"Не сомневаюсь, что на них будет оказываться давление как со стороны президентской вертикали, так и крупного частного бизнеса, который привык к тому, что всегда имел всевозможные преференции от решений управляемых им членов НКРЭКУ", — говорит Кошарна.

Экс-член комиссии Андрей Герус, глава "Ассоциации потребителей э/э и коммунальных услуг", считает, что у "президентской" комиссии были проблемы и с политической независимостью. "Самостоятельные решения принимались только по непринципиальным вопросам вроде тарифа на воду в Ровно. А вот по масштабным, вроде "абонплаты" за газ, RAB-тарифов, "Роттердам+", — скорее не самостоятельна", —  отозвался о предыдущем составе комиссии эксперт.

Билоус говорит, что законодательство максимально ограничило финансовое влияние на членов НКРЭКУ бывших работодателей или политиков: в 2018 году комиссия получила финансовую независимость. Согласно ст. 13 закона об НКРЭКУ, бюджет комиссии формируется за счет ставки за регулирование, которая не должна превышать 0,1% от чистого дохода лицензиата. В 2018 году комиссия располагает бюджетом в 396 млн грн — 0,073% от 550 млрд грн суммарного чистого дохода регулируемых компаний в 2017 году. В 2019 году бюджет будет еще больше, ведь объем рынков вырос до 700 млрд грн.

Однако помешать работе комиссии могут не только внутренние проблемы и давление рынка. У НКРЭКУ больше года тянется противостояние с Кабмином и другими органами, которое в публичной плоскости вылилось в избирательную публикацию постановлений комиссии.

"Новому составу нужно хорошо настроить сотрудничество с другими органами власти, чтобы, хотя бы в ключевых вопросах реформы энергорынков, у всех была единая позиция", — отмечает Билоус.  

Опрошенные эксперты ждут от нового состава пересмотр уже принятых постановлений и подготовку качественной "нормативки" для реформ энергетического сектора. В частности, пересмотр формулы "Роттердам+", RAB-тарифам.

Билоус обращает внимание, что из-за утраты кворума, комиссия отстала от графика по вторичному законодательству для закона "О рынке электроэнергии". В контексте этого  Кошарна ожидает решения о повышении цен на электроэнергию для населения.

"Последнее сделать необходимо, иначе спираль перекрестного субсидирования будет раскручиваться дальше, и переход к новой модели рынка электроэнергии станет проблематичным", — считает эксперт.

Герус прогнозирует, что у новой комиссии есть шанс в два-три месяца, чтобы отстоять свою независимость: "Если сломаются в начале на каких-то решениях — все, дальше только вниз".

Самые резонансные решения предыдущего состава комиссии

Пять волн повышения тарифов на электроэнергию для населения. В 2015 году комиссия пыталась ликвидировать перекрестное субсидирование оплаты электроэнергии: это когда бизнес платит за электроэнергию в несколько раз больше, чем население.

За два года цена электроэнергии для населения выросла в 2,5 раза. Это должно было остановить дотирование промышленниками цен для населения, но из-за подорожания производства э/э проблема осталась. Только в апреле 2018 года дотации составили 3,3 млрд грн. Цена электроэнергии для населения вновь не покрывает себестоимость производства.

Роттердам+. В 2016 году комиссия боролась с дефицитом антрацита для украинских ТЭС. Учитывая, что все антрацитовые шахты расположены на НКТ, источником угля для станций был либо импорт, либо поставки с оккупированных территорий.

"Мы отталкивались от того, что 40% угля добывается на неконтролируемой территории. Весь 2015 год все были "по колено в крови", чтобы привезти этот уголь", — объяснял позицию комиссии Дмитрий Вовк.

Чтобы избавиться от проблем с углем генерирующим компаниям дали дополнительный ресурс для импорта антрацита: прогнозная цена угля для украинских ТЭС рассчитывается по формуле — API2+фрахт (усредненные 12-месячные котировки на бирже Роттердама плюс доставка в Украину). Формулу одобрили в правительстве, профильном министерстве, не нашлось претензий у АМКУ.

Впрочем, станции не особо нарастили импорт угля и, когда в начале 2017 года некие патриоты перекрыли железные пути из ОРДЛО, оказалось, что антрацит из НКТ продолжали возить на украинские ТЭС.

После запрета торговли с ОРДЛО, крупнейшим импортером угля в Украину в 2017 году стала Россия, поставив 73,9% — 3,763 млн тонн угля. По данным НКРЭКУ, позиции российского импортного угля в Украине прочны и в июне 2018 года составят 78%. При этом доля импортного угля на станциях снизилась до 26%.

"Абонплата за газ". Комиссия предлагала устранить проблему сезонности в работе облгазов: больше всего поступлений от бытовых потребителей предприятия получают в отопительный сезон. Кроме того, по нынешнему тарифу плата за доставку газа "зашита" в общий тариф.

Из-за привязки выручки к объемам потребления облгазы зависят от крупных потребителей. Если какое-то промпредприятие останавливается, облгаз не получает своей плановой выручки, но обязан поддерживать всю газовую сеть в рабочем состоянии.

НКРЭКУ предложила внедрить фиксированную месячную плату и привязать ее к мощности присоединения (или максимальной мощности счетчика). По подсчетам экспертов, такая методика привела бы к росту расходов  за транспортировку природного газа для бытовых потребителей в 4-8 раз для обладателей газовой плиты и в 1,8-3,8 раза для обладателей газового котла. Но при потреблении от 1500 до 2000 куб. м в год (и счетчике G4) абонплата либо не менялась, либо снижалась почти во всех регионах (абзац уточнен после публикации). 

Как оказалось, внедрить ее обещали по программе МВФ. Но методику и скорость в ее внедрении раскритиковали премьер и президент, и облгазы до сих пор работают на тарифах 2016 года — 514 грн за 1000 куб. м.