Новая стратегия "Укрпочты": почему может не получиться

"Укрпочта" презентовала пятилетнюю стратегию развития. Однако в презентации достаточно много фактов, которые сложно выполнить. Поэтому проект, разрабатывавшийся полгода, может "не взлететь"

Формальным поводом для очередной встречи министра инфраструктуры Владимира Омеляна с журналистами стала корпоратизация "Укрпочты". Но повод передачи всех активов почтового "динозавра" в одно юридическое лицо показался недостаточно мощным. Поэтому руководитель компании Игорь Смелянский вместе со своей командой презентовал "Стратегию фундаментальной трансформации "Укрпочты" на ближайшие пять лет".

Появление на публике Смелянского-стратега спустя 9 месяцев после утверждения на должность можно связать с провалом Омеляна-реформатора в кейсе с "Укрзализницей" и теперь в авангард отраслевых коммуникаций выведены главные почтовики.

Для человека, не знакомого с рынком почтовой логистики, презентация команды "Укрпочты" действительно кажется прорывной: в ней много графиков и цифр, а журналистам легко "нарезать" из нее новости про электромобили и многомиллионные инвестиции. Проблема только в том, что этот документ совершенно оторван от реальности и стратегией в том виде, как ее понимают в корпорациях, не является.

Стратегия предполагает конкретные вещи с обоснованием и рисками, опирается на реальную ситуацию в стране и на рынке.

Например, показатели рынка посылок "Укрпочта" зачем-то занизила в разы. В презентации компания указала, что в 2016 год она доставила 20 млн отправлений, в то время как другие операторы — 71 млн. В то же время из публичной информации о показателях работы в прошлом году одной только "Нова пошта" известно, что частный оператор доставил 110 млн отправлений. Если вычесть из этих данный доставку документов и фрахт, окажется, что менеджеры "Укрпочты" разделили весь рынок между двумя операторами, проигнорировав не только третьего по величине игрока "Мист-Экспресс", но и десяток более мелких компаний. В итоге вся дальнейшая стратегия завоевания 36% рынка посылок разбивается о банальное непонимание реальных цифр и структуры этого рынка.

Странно выглядит и обещание "Укрпочты" пересылать 2,2 посылки на душу населения (в сравнении с 0,5 посылки сейчас). То есть, либо в компании составили план захвата 100% рынка, а не 36%, либо прогноз роста посчитан неправильно.

Большинство заявлений в стратегии не содержит никаких цифр. Например, обещание сократить очереди или сроки доставки не содержит цифр по скорости обслуживания.

Странные эмоции вызывает идея запуска курьеров на электромобилях. При всей гламурности и имиджевой привлекательности, этот вид транспорта практически не пригоден для городской логистики в украинских городах: из-за расстояний, дороговизны обслуживания и сложностей с ремонтом.

Самая проработанная часть презентации — необходимые инвестиции. Тут можно найти и приобретение 4 тыс. автомобилей, и компьютеризацию всех 11 тыс. отделений за $52 млн., что составляет около $4,5 тыс. на отделение. При этом уже сейчас часть отделений компьютеризированы, а значит расходы на 1 точку еще выше.

Несмотря на то, что увеличение минимальной зарплаты до 3200 грн отправило бюджет "Укрпочты" в нокдаун, в стратегии нет ничего о необходимости оптимизации персонала даже в перспективе 5 лет. Вместо этого — повышение средней зарплаты в 2,5 раза за 5 лет. Плохая новость: она уже выросла для 31,5 тысяч почтальонов благодаря "людоцентричному" правительству.

Выступление руководителя почтового ведомства и опубликованная презентация напоминают не менее пространные прошлогодние заявления руководства железной дороги. Печальнее всего, что документ представлен публике после более чем полугода слаженной работы новой команды. Такие вещи дискредитируют и независимые конкурсы, и способность госкорпораций развиваться...