Новый стратегический объект: почему правительство заинтересовалось достройкой мостов в Запорожье

Кабинет министров и Министерство инфраструктуры Украины обратили внимание на недостроенные мосты через Днепр в Запорожье. Однако этот объект все же рискует остаться недостроем
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В Запорожье готовятся к большому строительству. "В августе мы получили из областного бюджета 5,6 млн гривень. С 1 сентября начали подготовительные работы", — сообщили Delo.UA в Службе автомобильных дорог Запорожской области Государственного агентства "Укравтодор".

Речь идет о достройке двух мостов через реку Днепр, на которые обратил внимание министр инфраструктуры Украины (МИУ) Владимир Омелян во время своего визита в Запорожье летом текущего года. Это мостовые конструкции, соединяющие правый и левый берега Запорожья через остров Хортица.

По ним пройдет автодорога — по три полосы в каждую сторону.

Кроме того, строителям предстоит возвести множество дополнительных сооружений, включая три автомобильных развязки, мост через железную дорогу и тоннель в железнодорожной насыпи.

До конца года на строительство мостового комплекса планируется выделить из государственного бюджета почти 223 млн грн, из городского — 20 млн грн и еще почти 4,4 млн грн из областного бюджета.

Соединить берега

Эти мосты, вероятно, самый амбициозный, но и самый скандальный проект в Запорожье. Их строительство началось еще в 2004 году и должно было закончиться в 2009-м. Воплощать задумку проектировщиков в жизнь взялась профильная компания "Мостобуд".

Но сроки постоянно переносились, а стройка обрастала скандалами. Так, в 2011 году мэрия Запорожья передала строительство мостов на баланс "Укравтодора". Новый заказчик обвинил строителей в неэффективном использовании средств и сменил подрядчика — возведение поручили "Уманьавтодору", который ранее не имел подобного опыта. Компания успела освоить свыше полумиллиона гривень. Но деньги направляли не на мосты, а в основном на подготовительные работы — строительство заборов, вырубку деревьев и пр.

Еще по 330 млн грн в "Уманьавтодоре" так и не сумели отчитаться. В 2013 году его представители перестали появляться на стройке. Компания начала постепенно списывать новую технику и выводить активы.

В 2015 все работы на объекте прекратились — стройка осталась без строителей, без финансирования и охраны.

В итоге заказчик не досчитался стройматериалов на сумму 15 млн гривень.

Если бы не критическое состояние других мостовых переходов через реку Днепр в Запорожье, то об этом строительстве скорее всего забыли бы. Но сейчас сообщение между левым и правым берегом города осуществляется через мосты Преображенского и плотину "ДнепроГЭС", на которой расположен автодорожный переезд. Оба сооружения находятся в аварийном состоянии и давно выработали свой срок эксплуатации.

То есть в новых мостах есть потребность не только с точки зрения обеспечения нормальной логистики и удобства для жителей (на правом берегу Днепра проживают 275 тысяч запорожцев или 35% населения города), но и безопасности.

Проверка на прочность

Еще — новые мосты это стратегически важный объект для Юго-Востока Украины. Ведь ближайшие переправы с одного берега реки Днепр на другой расположены в Каховке (около 240 км) и Днепре (около 90 км). Военные действия на востоке страны заставили правительство обратить внимание на запорожский недострой. А у жителей Запорожья появился шанс получить новые безопасные мосты.

Но так ли они безопасны? Из-за того, что строительство было растянуто на 12 лет и много раз останавливалось, к состоянию уже построенных конструкций есть вопросы. Особенно если за ними не было должного ухода.

"Проект консервации строительства включает в себя защиту стыков, возведение временных навесов, сохранение несмонтированных элементов, укрытие недостроенного сооружения и его опор и т.п. В таком случае при восстановлении работ по объекту как правило достаточно визуального осмотра и затраты на возобновление монтажа минимальны, — комментирует Артем Билык, к.т.н., руководитель инженерного центра ассоциации "Украинский центр стального строительства". — Если же комплекс мероприятий по консервации не был произведен, конструкции могут подвергаться разрушительному действию внешней среды, непрогнозируемых нагрузок и воздействий".

Проще говоря, у уже построенных конструкций моста могут быть повреждения — едва ли подрядчики соблюдали все нормы консервации объекта. Они не знали сроков, насколько им придется заморозить строительство, так как зависели от государственного финансирования.

Но в Министерстве инфраструктуры уверяют, что объекты прошли специализированную проверку и достраивать мосты на основе уже возведенной базы безопасно.

"Мы приняли решение достраивать эти мосты — у них высокая степень готовности (в зависимости от секции) — 70-80%. К тому же мы провели техническую экспертизу и нас заверили, что как подводное, так и надводное состояние объектов нормальное. Говорить о так называемой "усталости" металла рано — этим конструкциям около 10 лет", — говорит Владимир Омелян, министр инфраструктуры Украины.

"Десять лет — небольшой срок для металлоконструкций и сейчас есть специальные технологии, позволяющие такие повреждения быстро устранить. Вопрос в другом — "Укравтодор" не изменил принципа своей работы, поэтому вероятность того, что строительство этих мостов возобновили потому, что так выгоднее и удобнее конкретным людям, а не городу, очень высока. В таких долгостроях всегда легче "потерять" деньги: власти, подрядчики, заказчики — постоянно меняются… Потому и риски, что в итоге нынешние мосты так и останутся незавершенными, велики", — считает Григорий Степанский, президент АО "Укртранскор", которое занимается проектированием дорог.

Заложники обстоятельств

Когда может быть завершено строительство? Проект может остаться классическим долгостроем. Об этом говорит и то, что в МИУ решили возобновлять строительство, не имея четкого представления, где возьмут деньги на эти цели. По крайней мере, Владимир Омелян на вопрос журналиста Delo.UA четко не ответил об источниках финансирования.

Сумма же требуется немалая. По оценкам Службы автомобильных дорог Запорожской области Государственного агентства "Укравтодор" — 6,3-6,5 млрд грн.

А сроки завершения, при условии стабильного финансирования, которого никто гарантировать не может, составляют 5-6 лет.

Теоретически мосты в Запорожье могут построить на деньги концессионера, но вряд ли они заинтересуют инвесторов. Обычно такие объекты малоинтересны бизнесу, так как сроки выхода на окупаемость исчисляются десятилетиями. А в Украине у такого варианта частно-государственного партнерства шансы почти нулевые из-за войны на востоке страны.

Кредиты международных организаций — чуть более реальны. Владимир Омелян уже провел такие переговоры с японским агентством JICА. Но японцы согласны кредитовать только строительство одного из мостов (с одного из берегов Днепра на Хортицу), то есть правительству нужно будет найти еще порядка 3 млрд грн.

Поиск дополнительных ресурсов может застопорить весь процесс возведения мостов в Запорожье на долгие годы. Как результат смета строительства в который раз может увеличиться. А ведь за 12 лет она и без того раздулась почти в три раза — уже вложено около двух миллиардов гривень. Но ровно столько требовалось в 2004 году, чтобы завершить строительство этих мостов к 2009 году.