- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Нужны ли бизнес-школе коучеры и тьюторы
И даже если лет пять назад на постсоветских просторах мало кто понимал, кто такой коучер или, скажем, тьютор, то это не означало, что этих самых коучеров и тьюторов в Украине не было. Были. Просто назывались они иначе. Старым добрым словом «наставник». И эти самые наставники учили, сырую молодежь секретам мастерства и два, и три столетия назад. Так что активно возвращающийся институт наставничества — это хорошо забытое старое. Как раз по популярному нынче принципу «копи пейст энд трансформейшн».
Единственное «но»… бешеный технический прогресс. Он требует от человека постоянно быть в боевой готовности поглощать новые знания. Ведь иначе прощай «высший пилотаж» мастерства, а значит материальные и моральные блага. Поэтому все более значимым становится для работника та компания, которая готова наращивать его цену на рынке. А с другой стороны, все более важным для самих компаний становятся те сотрудники, которые стремятся оставаться «в большой цене». При правильном подходе инвестиции в таких людей окупаются сторицей.
Как раз такие правильные подходы к развитию персонала и отметили эксперты проекта «Бизнес-образование: корпоративные школы» в практиках 35 компаний, принявших участие в исследовании. Как заметил президент Международного института бизнеса Владимир Заболотный: «Несмотря на то, что участвующие в опросе компании не представляют репрезентативной отраслевой выборки (скорее они являются лидером или одними из лидеров корпоративного обучения в соответствующей отрасли), тем не менее полученная от них информация дает возможность определить основные тренды развития корпоративного образования в Украине». Если брать такой критерий как актуальность, то по мнению эксперта, тут все компании равны. Так как в условиях кризиса бизнес, который продолжал обучение своих сотрудников, осуществлял исключительно актуальное, основанное на жестком прагматизме обучение персонала. Если сравнивать по другим критериям, тут так же большинство компаний-участников используют современные подходы развития персонала и современные методы обучения.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.ua10 сильных моментов в лучших практиках участников исследования:
— комплексный подход в построении системы обучения;
— сегментация, структурированность;
— охват максимального количества сотрудников;
— многообразие направлений, программ и методов;
— индивидуальные планы обучения по результатам оценки компетенций и эффективности работы сотрудника;
— замена внешних тренингов внутренними;
— институт внутренних тренеров, наставничество и коучинг;
— дистанционное обучение, использование IT-технологий;
— старт-ап («В наше время проблемой является то, что многие компании сначала дают определенные обязанности сотрудникам, а потом уже подтягивают их профессиональный уровень, если видят, что он недостаточен, — комментирует этот пункт Максим Шкилев, декан Украинской высшей школы бизнеса. — В сильных компаниях, наоборот, готовят сотрудников к более сложным задачам постепенно и заблаговременно»);
— качественная оценка эффективности.
По мнению экспертов, методику оценки эффективности программ, которая давала бы максимально точный результат, в украинских компаниях не применяют. Объясняется это дороговизной процесса необходимых замеров. Тем не менее различными способами эффективность оценивают все. «ДЕЛО» попросило компании выставить по этому параметру оценку самим себе — по шкале от 1 до 5. В результате все участники исследования оптимистично оценили свою эффективность на четверки и пятерки.
Но при этом только 12 из 35 компаний указали, сколько средств потратила компания на программы обучения персонала. Многие не смогли показать и какую-либо конкретику по вопросу «Результаты программы», ограничившись выводом «отлично». «Если система обучения развивается, — заключает Максим Шкилев, — то оценка эффективности обучения переходит со стадии «мы систематизировали расходы на обучение» или «мы провели Х тренингов» к замерам изменений ключевых показателей деятельности компании и влиянию системы обучения на конкурентоспособность и прибыльность бизнеса». Это касается и программ обучения студентов. Такие программы нацеливают не только на обучение кадрового резерва, но и на формирование долгосрочного социального эффекта и развитие отрасли в целом.
СКОЛЬКО КОМПАНИИ ТРАТЯТ НА ОБРАЗОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ |
||
Компания |
Программы |
Средства, выделенные в 2008-2010 годах, тыс. грн. |
ДТЭК |
Академия ДТЭК |
40635 |
ПроКредит Банк |
Обучение на местном уровне и за рубежом. |
22001 |
Шосткинский гормолкомбинат |
Корпоративный тренинг Bel Campus. |
2250 |
ОТП Банк |
Система электронного обучения. Институт корпоративных тренеров. Корпоративная школа подготовки сотрудников подразделения кассовых операций. Программа совершенствования английского языка. |
1979 |
БДО |
Тренинги и семинары. |
1155 |
Дельта Банк |
Программы для сотрудников банка. |
1000 |
"Атлантик Групп" |
Корпоративный университет TALENTari. |
846 |
СК «Оранта» |
Основы менеджмента. Эффективный продавец. Факторы успеха сервисной компании. Характеристика, преимущества и выгоды страхового продукта. Продуктовый ряд. |
719 |
"Сименс Украина" |
Learning Campus – глобальная программа корпоративного обучения и отдельные бизнес-курсы в Украине. |
665 |
«Астарта-Киев» |
Повышение квалификации и развитие. |
460 |
Инвестиционная группа ІТТ |
Программы Украинского института развития фондового рынка. |
73 |