О чем молчат нефинансовые отчеты

В Украине из 100 крупнейших компаний лишь 10% готовят нефинансовые отчеты. Для сравнения, из 250 крупнейших компаний в развитых странах такие отчеты готовят 80% . А из 2,2 тыс. компаний в 22 странах развивающегося мира - 45%.

В исследование, проведенное по инициативе  сети Глобального договора ООН в Украине специалистами сообщества «Социально ответственный бизнес», были проанализированы все отчеты, написанные компаниями с начала  2005 года. Результаты позволяют говорить о том, что потенциал в этой области огромен. Ведь за эти пять с половиной лет в Украине появилось лишь 56 отчетов, подготовленных 39 компаниями. То есть компании, отчитывающиеся не только о своих финансовых показателях, но и о социальной деятельности, занимают в общем объеме ВВП всего 11%. 

Социальная отчетность в Украине
ВСЕГО -  56 социальных отчетов
48 отчетов -  в формате отчета о прогрессе (такой отчет в свободной форме должны предоставлять ежегодно все подписанты Глобального договора )
7 отчетов -  по стандарту  GRI (все компании, имеющие отчеты по стандарту  GRI (СКМ, ДТЭК, «Метинвест» и «Оболонь»), являются участниками Глобального договора ООН в Украине)
6 отчетов - в  других форматах (подготовлены компаниями, не входящими в сеть Глобального договора)
Данные за период с января 2005 по июль 2010 г.

Цифры предпочитают не показывать

В большинстве случаев компании с охотой описывают позитивные практики ведения бизнеса, проекты и программы, которые были реализованы. Чаще всего это программы, нацеленные на развитие человеческого капитала — улучшение условий работы, особенно на производстве, проведенные тренинги и другие образовательные мероприятия. Еще одна популярная тема — действия по охране окружающей среды. А также много места в отчетах занимают благотворительность и сотрудничество с местными сообществами.

Но есть  два основных отличия украинской нефинансовой отчетности от передовых мировых практик. Первое — это отсутствие количественных данных по существенным показателям. Второе — в большинстве отчетов нет информации о целях и стратегии решения проблем. Так, фактически лишь в отчетах, подготовленных по международным стандартам компаниями «СКМ», ДТЭК, «Метинвест» и «Оболонь», даны цифры о нефинансовых аспектах деятельности компании. А ведь именно такая информация является наиболее ценной для читателей. А ее отсутствие ставит под сомнение объективность отчета и снижает его ценность.

Конечно, социальная отчетность — дело добровольное. А следовательно, компании не обязаны предоставлять общественности негативную информацию. Но читатели ждут, что в отчетах компания расскажет о своих  четких планах относительно существенных проблем и с помощью конкретных цифр озвучит, как она планирует эти цели достичь. Например, как  планирует увеличить зарплаты работников выше уровня бедности. Или же когда планирует полностью рекультивировать земельные ресурсы в регионе присутствия.

Еще одна область, о которой молчат компании, — это антикоррупционная деятельность. Лишь единицы говорят о том, что у них есть правила выбора партнеров и сотрудничества с ними, найма работников и подрядчиков. Информация о цепочке поставщиков также, как правило, в отчетах не освещается.

 Главные тренды

Сегодня уже мало кого можно удивить описанием благотворительных акций с красивой обложкой. Есть группа думающих читателей, которым интересно то, не как компания распределяла прибыль, а как она ее заработала. Также появилась группа специалистов, умеющих «читать» нефинансовую отчетность и все более активно ими интересующихся. Поэтому компаниям, которые встали на путь «прозрачности», будет тяжело «уйти незамеченными». То есть те компании, которые не делают никаких попыток отчитываться о своей социальной ответственности, но при этом занимают знаковые места на своих рынках и лишь прикидываются ответственными,  начинают замечать в обществе.  

На эти изменения стоит обратить внимание и представительствам международных компаний. Ведь занимая значимые места на рынке в Украине, они тем не менее выпускают отчеты здесь реже, чем в других восточноевропейских странах.

И наконец, еще один очень важный фактор — международные связи. Международные финансовые организации, такие как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), уделяют большое внимание КСО компаний-клиентов. Наличие или отсутствие нефинансовой отчетности может повлиять на привлечение инвестиций. Тем более что с развитием Интернета информация о деятельности или бездеятельности украинских компаний все легче находит свой путь на информационные просторы, где черпают информацию кредиторы, акционеры, партнеры, клиенты и потребители.

Это тем более важно, учитывая, что  уже около 10 лет в мире активно развивается (даже в кризис) такая ниша финансового рынка, как социально ответственное инвестирование (SRI socially responsible investment). Все большее количество фондов (инвестиционных, пенсионных, открытых и закрытых) предоставляют своим вкладчикам право указать определенные социальные фильтры для инвестирования. Например, не вкладывать средства в компании, загрязняющие окружающую среду. Для привлечения и работы с такими фондами в развитых странах работает отлаженная система аналитиков. Именно эти люди используют нефинансовую отчетность компаний для получения количественных данных, анализа стратегии компании и т.п. К сожалению, данные об украинских компаниях не попадают в поле зрения менеджеров таких фондов.


Как компании планирует развивать нефинансовую отчетность (% отпрошенных)*

  • Увеличим охват деятельности – 67
  • Больше обратим внимания на вопросы экологии – 27
  • Больше обратим внимание на социальные программы – 40
  • Больше уделим внимания освещению экономических\финансовых показателей – 17
  • Планируем выходить на качественно иной уровень по показателям GRI  -  30
  • Привлечем больше групп влияния для подготовки - 40
  • Будем лучше просувати отчет для получения большей экономической выгоды – 43
  • Опрошено 15 компаний из 38 отчитывающихся

Пособие по отчетности

В июне украинской сетью Глобального договора ООН опубликовано пособие «Нефинансовый отчет: инструмент социально ответственного бизнеса», подготовленное специалистами сообщества социальной ответственности бизнеса при поддержке компании «Эрнст энд Янг». Украинские компании получили практическое руководство для работы с нефинансовой отчетностью. Пособие рассчитано как на компании, лишь начинающие работу над такой отчетностью, так и на компании, уже находящихся в процессе.

Владимир ВОРОБЕЙ, сообщество «Социально ответственный бизнес»