Octa Energy: Подзарядка для будущего или Как украинцы создают экосистему

Octa Energy: Подзарядка для будущего или Как украинцы создают экосистему
Своим конкурентным преимуществом создатели Octa Energy считают то, что они делают не просто зарядные станции на заказ, а создают экосистему своих продуктов. При этом все производство находиться в Украине, комплектующие материалы — на 40% украинские

"Эта история для меня началась в вагоне поезда Киев — Одесса. Именно там я встретил человека, который мне рассказал о проекте Octa Energy и познакомил с его основателями", — начинает рассказ о компании, создающей зарядные станции для электромобилей, один из трех владельцев Александр Лунев. Александр Омелькин и Андрей Смагалюк предложили своему новому знакомому, инженеру-радиоэлектронщику, переехавшему в 2014 году из Донбасса в Киев.

Стартовали в 2015 году

Это произошло в августе 2015 года. Чуть раньше родилась сама идея создания зарядных станций для электромобилей. Почему именно этот бизнес? "Я познакомился с человеком, который занимался дистрибуцией электромобилей, и он рассказал о проблеме нехватки зарядных станций. Попросил меня сделать какой-то корпус, куда можно было бы вмонтировать розетки. Я подумал, что неплохо бы туда добавить что-то из электроники, заразил этой идеей Сашу (Александра Омелькина. — Ред.), и мы начали разрабатывать первую зарядную станцию, — вспоминает Смагалюк. — Понимание того, что из этого стоит делать отдельный бизнес, пришло в тот момент, когда мы создали опытный образец, показали клиентам и стало понятно, что из этого может что-то получиться".

Предприниматели собирают зарядные станции у себя в небольшом офисе. Практически все комплектующие украинские, в частности, платы производятся на мощностях "Укроборонпрома", внешний корпус также собирается в Украине. А вот электронику приходится импортировать, так как в Украине такие компоненты не производят.

Видео: Эмма Солдатова

В чем уникальность

В компании осознают, что в мировом масштабе их зарядные станции не являются инновацией, однако в Украине такие продукты, как и электромобили, пока еще редкость.

Своим конкурентным преимуществом создатели Octa Energy считают то, что они делают не просто зарядные станции на заказ, а создают экосистему своих продуктов.

"По сути это единая платформа, на которой можно построить зарядные станции — от бюджетной серии до сложной бизнес-линейки. Если бы мы хотели что-то быстро сделать и продать, у нас бы сейчас не было возможности выпускать те продукты, которые есть", — объясняет Александр Омелькин.

По словам предпринимателей, если многие покупают готовые продукты у зарубежных производителей, затем интегрируют их на украинский рынок и продают, то они все разрабатывают с нуля.

Инвестиции и монетизация

Изначально финансирование стартапа шло из собственных средств основателей. "И сейчас, если нужны какие-то серьезные вливания, то мы вкладываем свои деньги", — замечает Александр Омелькин. И он, и Андрей Смагалюк продолжают параллельно заниматься бизнесами, которые помогают им поддерживать проект. При этом Octa Energy получил уже и первые внешние вливания — $35 тыс. от бизнес-инкубатора.

По подсчетам предпринимателей, в свой проект они уже инвестировали около $300 тыс. Это не только деньги, но и оборудование, инструменты, материалы, трудозатраты.

Пока проект находится на начальной стадии: продано несколько сотен устройств. Сначала компания ориентировалась в своих продажах на конечного потребителя, однако потом перешла на работу с дилерами и сейчас строит дилерскую сеть по всей Украине.

В чем устойчивость бизнес-решения? Производство на 100% в Украине, украинские  комплектующие составляют 40%. Запатентованы собственные разработки. Есть возможность масштабирования производства и развития сети собственных зарядных станций

Готовы к масштабированию

В команде проекта работают пять человек. Устройства производятся мелкосерийно, однако, по утверждению предпринимателей, продукт уже готов к масштабированию. "Сейчас у нас есть линейка продуктов, которую мы производим мелкосерийно, но при желании мы можем производить наши продукты массово. На них есть рабочая документация и соответствующие лицензии", — отмечает Омелькин.

Предприниматели не останавливаются на достигнутом, разрабатывая новые продуктовые линейки, иногда путем проб и ошибок.

"У нас есть несколько продуктов, которые не пошли. Например, зарядные станции в виде столбика. Они получились достаточно красивыми, но рынок не заинтересовался. Может быть, это связано с тем, что мы их предлагали в конце 2015 года, когда рынок еще не сформировался", — рассказывает Александр Омелькин.

В планах компании до конца года выпустить новую линейку зарядных станций, которая будет иметь минимальный функционал, при этом ее можно будет использовать и дома, и в офисе.

Идеи для расширения

Есть некоторые идеи для расширения и в смежных отраслях. "Например, проект с солнечными панелями. Есть солнечная электростанция, которая вырабатывает электроэнергию, ее избыток можно использовать для зарядки электромобилей. Это можно сделать как два отдельных продукта, как единый продукт, как АЗС с солнечными панелями. Это такой экопроект, где не применяются внешние источники электроэнергии", –  делятся планами в компании.

Для того чтобы эффективно работать и масштабировать бизнес, компания намерена расширять свою команду, привлекая сотрудников в сфере разработки ПО, а также маркетинга и менеджмента.

Конечно, для масштабирования бизнеса нужны инвестиции. Основатели бизнеса готовы привлекать партнеров для реализации своих идей и даже поделиться долей в компании.

А их стратегическая цель — выход на зарубежные рынки, в первую очередь американский и западноевропейский. Это планы уже на 2019 год. А в этом году команда будет дорабатывать свой продукт и сертифицировать его для международных рынков. Уже поступали предложения о сотрудничестве из Индии и Канады.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram