ОПЕК обещает найти замену ливийской нефти

Экспорт нефти из Ливии снизился в четыре раза. ОПЕК обещает компенсировать это снижение. Одна только Саудовская Аравия может поставлять дополнительно 3,5 млн. баррелей в день

Справиться со спадом экспорта из Ливии помогут резервы топлива развитых стран и увеличение поставок других добывающих государств, заявил президент США Барак Обама.

Экспорт из Ливии снизился с докризисных 1,6 млн. баррелей в день до 0,4 млн. (оценки IEA). Главный рынок сбыта ливийской нефти — Европа (83%), в США идет только 3% ее экспорта, которые обеспечивают 0,5% потребления американской экономики.

У ОПЕК достаточно свободных мощностей, поддержал Обаму министр финансов США Тимоти Гайтнер. Саудовская Аравия уже согласилась компенсировать экспорт Ливии, сейчас обсуждаются технические детали — прямое увеличение экспорта или через свопы с Нигерией и Анголой. По оценкам BP, страны ОПЕК могут дополнительно увеличить добычу на 4,7 млн. баррелей в день (без учета Ирака, Нигерии и Венесуэлы), из которых 3,5 млн. способна поставить одна только Саудовская Аравия. Пока общий объем производства ОПЕК — 29,9 млн. баррелей в день.

Восстание в Ливии повышает цены на нефть

Из-за роста политической нестабильности и опасений сбоя поставок цена Brent за прошлую неделю выросла на 8,9%, с начала волнений в Ливии — на 17,9%. Шок от роста цен может завести такой же механизм, как в период кризиса суверенных долгов в прошлом году, предупреждает Лоренс Иглс из JPMorgan Chase: "Есть риск, что рост нефтяных цен подстегнет нервозность финансовых рынков и приведет к падению стоимости активов". Именно долговой кризис Европы ФРС называла причиной замедления экономики США в прошлом году (темпы роста ВВП снизились с 3,7 до 2,6% во II квартале).

Рост цен опасен, поскольку имеет сильный психологический эффект, считает председатель группы экономических советников Белого дома Остан Гулсби. Подорожание топлива может спровоцировать потребителей тратить меньше, а это ударит по спросу в целом, полагает Стивен Кинг из HSBC. Потребители пока не отреагировали, отмечают аналитики Economist Intelligence: в октябре индекс их уверенности вырос с 64,8 до 70,4 пункта.