- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Как отчитываться ФОПам после отмены бумажной книги учета, и за что могут оштрафовать
5 августа 2020 года, президент Украины Владимир Зеленский подписал Закон Украины № 786-ІХ "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно функционирования электронного кабинета и упрощения работы физических лиц-предпринимателей", который предусматривает отмену обязательной книги учета доходов для ФЛП.
Delo.ua узнало, как будут отчитываться ФОПы после того, как Закон вступит в силу, и нужно ли вести бумажную книгу тем, кто уже зарегистрирован.
Документ, подписанный Зеленским, предусматривает отмену обязательной книги учета доходов для ФЛП.
Что предусматривает новый Закон:
▶️ Физическим лицам-предпринимателям 1-3 групп на упрощенной системе налогообложения можно будет вести учет в любой удобной форме — бумажной или электронной — с указанием суммы дохода за месяц.
▶️ Физические лица-предприниматели на общей системе смогут вести учет также в бумажном или электронном виде, но по типовой форме, определенной Министерством финансов.
▶️ Закон отменяет договор о признании электронных документов для регистрации в электронном кабинете налогоплательщика и предусматривает, что в электронном кабинете отображаются налоговые уведомления. Также документ вносит изменения в Налоговый кодекс с целью создания условий для деятельности бизнеса и инвесторов.
▶️ При проверке оформления работников устранена возможность опрашивать работников и работодателей о выплаченных пассивных доходах и других дополнительных благах и возмещениях.
▶️ После принятия закона украинскому ФОПу больше не придется регистрировать бумажную книгу учета доходов и расходов.
Закон вступает в полную силу с 1 января 2021 года, с этого дня ФОПы, которые уже ведут предпринимательскую деятельность по упрощенной системе налогообложения, могут отказаться от ведения бумажной книги.
По словам руководителя Центра предоставления юридической помощи "Мир Права"Алины Охтень , Закон поможет избавить предпринимателей от бумажной бюрократии.
"Действительно этот Закон делает жизнь предпринимателя удобнее и освобождает бизнес от бумажной бюрократии. Теперь ФОП можно будет полностью оформить в онлайн-режиме. Ответственность в виде штрафов за неведение или ошибки в книге доходов наступает, только если плательщик сообщил о желании вести книгу учета доходов и нарушает ее ведение", — комментирует корреспонденту Delo.ua Алина Охтень.
На период действия карантина контролирующим органам предоставлено право проводить документальные внеплановые проверки по обращениям налогоплательщика.
Для плательщиков НДС, которые платят единый налог и применят квартальный отчетный период, первым месячным отчетным периодом был определен июль 2020 года.
По информации Налоговой службы Украины, уменьшен размер штрафов за нарушение плательщиками НДС предельного срока для регистрации налоговых накладных и / или расчетов корректировки к таким налоговым накладным в ЕРНН:
✅ В случае отсутствия регистрации — 2,5% (было 5%) от объема поставок без НДС, но не более 1700 гривен (было 3400 гривен).
✅ В случае несвоевременной регистрации — 1% (было 2%) от объема поставок без НДС, но не более 510 гривен (было 1020 гривен).
Глава правления в Ассоциации представителей малого и среднего бизнеса Киева Максим Тютюнников добавил, что теперь, согласно Закона, ФЛП на упрощенной системе налогообложения будут вести учет в добровольной форме путем помесячного отображения полученных доходов. При этом, как заявляют авторы законопроекта, ФЛП единоплательщики смогут вести учет даже в "Excel", в обычной тетрадке или в книге учета с фиксацией ежемесячного дохода. При проверке Налоговая будет обязана признавать эти данные без предоставления каких-либо подтверждений.
"Рассматривая тенденцию развития системы ведения учета в Украине, можно сделать вывод о том, что мы постепенно перенимаем опыт других Европейских стран и переходим на электронный документооборот — говорит Тютюнников. — Сейчас бизнес реагирует "на ура", потому что книги учета доходов для единщиков были бесполезной вещью. Многие их начинали заполнять только перед самой проверкой, например, при ликвидации ФЛП. То есть, по факту их никто не вел.
Напомним, что 14 июля 2020 года Верховная Рада приняла соответствующий закон, за него проголосовали 299 депутатов.
Наталья Лошакова, специально для Delo.ua