НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

От 0 до $100 млн: как из хобби сделать бизнес?

От 0 до $100 млн: как из хобби сделать бизнес?
По мнению основательницы холдинга "Асторг" Наталии Шмигельской, необходимо анализировать рынок, учиться бизнес-процессам по мере надобности, а на старте руководить делом самостоятельно
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Монетизировать хобби — популярная мечта у энтузиастов своего дела. Вопреки стереотипному скептицизму эта мечта вполне осуществима при наличии предпринимательского таланта и веры в свой продукт. В этом уверена Наталия Шмигельская, основательница холдинга "Асторг", компании "Укрптахосервис", ТМ "Готово".

Предпринимательский стаж Наталии перешагнул отметку в 15 лет, оборот в $100 млн и стартовал именно как хобби с игры "Монополия": покупать-продавать.

Коммерция была настолько увлекательным занятием для Наталии, что ей посвящалось всё свободное время и ресурсы. Это один из залогов успеха любых начинаний, подчеркивает Наталия, рассказывая о том, что еще надо учитывать при страстном желании монетизировать свое хобби.

Хобби как бизнес

Чтобы изначально понять, сможет ли ваше хобби окупиться, прежде всего надо проанализировать рынок на предмет наличия подобных товаров и услуг. Коммерчески оправдано предлагать покупателю товары и услуги из одной ниши, если их качество значительно отличается (конечно, в лучшую сторону) или же у вас есть возможность индивидуализировать/кастомизировать ваше предложение, то есть сделать его в некотором роде эксклюзивным. Не прекращайте поиск своих преимуществ, поскольку именно они помогут вам "отстроиться" и быть успешными на рынке.

Важно: не жалейте ресурсов на аналитику рынка. Лучше оплатить изначально некоторые исследования, чем потерять в итоге не только деньги, но и время. Еще как вариант: идти с анкетами в предполагаемую среду ваших потенциальных покупателей. Чем лучше вы изучите рынок и востребованность вашего продукта или услуги, тем успешнее будут дальнейшие действия и результат.

Если собственник уверен в продукте, финансовая модель — рабочая и имеет оптимистическую перспективу, то здесь нужно доверять только себе. Почему? Потому что зачастую консультантами выступают специалисты, которые не создали ни одного бизнеса, а финансисты умеют хорошо считать, но "развивать бизнес" — это не только история про подсчет денежных вложений и прибыли. Если у вас есть уверенность, что всё получится, а цифры не опровергают бизнес-планы, то надо брать и делать, опираясь больше на свое мнение, нежели на рекомендации специалистов.

Ручной труд может стать бизнесом, если его систематизировать и делегировать. Очень важно также найти единомышленников, которые тоже смогут относиться к вашему делу как к хобби. Это чрезвычайно сложно, потому что во главе угла непременно человеческий фактор, тем более, если мы говорим про продукты питания. В таких случаях залог успеха — жесткий контроль качества и системное управление.

Монетизация

Превратить "продающее" хобби в полноценную коммерцию удается далеко не всем из-за отсутствия как предпринимательского таланта в целом, так и непосредственных бизнес-знаний в частности.

Я пошла учиться MBA, когда поняла, что мне предстоит управлять "махиной". Бизнес развивался очень быстро, и я, по сути, догоняла развитие своего дела. Я осознала, что часть процессов уходит из-под контроля, и это сильно дисбалансировало мое состояние. Я срочно пошла искать знания, чтобы структурировать и систематизировать. В моей ситуации это было оправданно: бизнес развивался на уже хорошем фундаменте в нужном направлении.

Когда идет обучение и внедрение в жизнь по мере потребности, то в "сухом остатке" получаются всегда хорошие результаты. Невозможно научиться водить трактор по инструкции. Всегда нужен сам трактор, для того, чтобы разобраться с этой инструкцией. И наоборот.

Я часто наблюдаю ситуации, когда люди, имеющие уже некий бизнес, почему-то уверены, что они всё знают и не стремятся повысить бизнес-образование. Конечно, в такой ситуации любой бизнес рано или поздно упрется в потолок, а именно в потолок знаний собственника. Ускорить или спасти такую ситуацию может (не) правильно подобранная команда.

Здесь тоже свои нюансы: специалистам зачастую нечем платить, а низкоквалифицированные сотрудники и вовсе сводят на "нет" денежный ресурс. Да, всегда есть шанс найти быстро обучаемого сотрудника с хорошим потенциалом развития, но шансы встретить такого человека и успешно внедрить его в команду без аналогичных работников крайне невелики. Тогда как именно команда помогает развивать и масштабировать бизнес. Выход здесь один: развиваться самому и через себя, в итоге, развивать свою команду.

Но! Отсутствие бизнес-образования на старте своего дела очень часто и является трамплином реализации своей бизнес-идеи. Почему? Потому что когда мы знаем "как правильно", то очень часто это мешает нашему интуитивному посылу, на котором и зиждется предпринимательский талант.

Когда мы говорим о крупных инвестициях и масштабах, то в таких случаях, безусловно, нужно понимать досконально все нюансы. На старте — необязательно, больше пригодится вера в продукт, дух воина, коммуникабельность и интуиция. На старте своего дела я не знала, как открыть счет в банке — меня это не остановило и не помешало успешно развивать свое дело.

Оптимизация

Всегда на старте всем должен заниматься собственник, поскольку бизнес — его детище. Если ключевые процессы переданы топ-менеджеру, то он, по сути, станет партнером или не сделает по-настоящему эффективный бизнес. Я не верю в другие кейсы.

В самом начале собственник должен выстроить всё самостоятельно, максимально изучить нюансы и только потом уже эффективно может делегировать. Тогда собственник сможет не только грамотно контролировать, но быстро и четко реагировать на любые сбои в процессах и понимать, какие новые задачи должен решать новый сотрудник.

Если топ масштабирует, а собственник ничего в этом не понимает, то после ухода топа большая вероятность того, что всё выстроенное рухнет. Делегировать нужно начинать тогда, когда уже окупаются постоянные расходы, когда есть точки контроля и есть люди, которые могут брать на себя ответственность. Этап делегирования является обязательным, иначе развитие стопорится.

Масштабирование

Масштабирование в бизнесе неразрывно связано с "глобальным" мышлением. На определенном этапе своего бизнеса я столкнулась с потребностью расширить свои горизонты, и начать нужно было именно с границ восприятия. Я начала искать и слушать людей "иного масштаба", а именно тех предпринимателей, для которых рынок Украины уже стал тесным (что и было моей исходной точкой).

Я всегда рекомендую общаться с бизнесменами-практиками, потому что, задавая им свои вопросы, ты в некой форме проживаешь их опыт, что сказывается на образе мышления. Таким образом, в результате общения, мой мозг, безусловно, перестроился и у меня получилось расширить свои горизонты.

Чтобы Ваше "расширенное" мышление было при этом еще и результативным, надо пробовать на практике всё то из услышанного, что целесообразно применить в вашем бизнесе. Я действую по такому принципу: ставлю узкопрофильную задачу, выбираю квалифицированного специалиста-практика в этой "нише" и векторно учусь у него, попутно внедряя в бизнес то, что мне нужно. Именно это и дает результат, в отличие от теоретической учебы, которая не предполагает сразу непосредственного применения полученных знаний.

Бизнес как хобби

Я считаю, что бизнес — это игра. Да, деньги — это всегда серьезно, но деньги в бизнесе — это всегда вложение "под вопросом". Если вы чахнете над каждой копейкой, пущенной в оборот и думаете, что могли бы в ином случае купить себе на эти деньги, то это тупиковый финансовый путь для предпринимателя. Такие мысли будут вас постоянно тормозить.

Эффективнее относиться к бизнесу как к азартному хобби. Лишние нервы, стресс приведут к неправильным решениям и в итоге — к выгоранию. Такой бизнес обречен. Чтобы понять на старте, сможете ли вы "вдолгую" развивать свой бизнес, представьте, занимались бы вы этим, если бы вам не платили деньги, забываете ли вы про сон/еду, когда вовлекаетесь в решение бизнес-задач. Суть в том, что любое принуждение чревато опустошением энергии на созидание.

Если цифры внушают оптимизм, то нужно начать и делать, без оглядки на разные мнения. Сразу составить список потенциальных клиентов и пробиваться к ним. Искать во всех структурах людей, принимающих ключевые решения, и "бомбить". Верить в себя и свой продукт! Не ждите "более удачное" время и прочие отговорки, если горите идеей, чувствуете талант к коммерции и кайф продаж.

Это очень важно, потому что только увлеченный своим делом человек чувствует себя наполненным и счастливым, и соответственно, привлекает интерес и вовлекает. Ищите свое дело, которое приносит удовольствие сродни хобби — тогда всё получится непременно.

Узнать больше о том, как монетизировать свое хобби, вы сможете на GET Business Festival 28 февраля 2020 года. Регистрируйтесь по ссылке, чтобы научиться у Наталии Шмигельской всем нюансам предпринимательской деятельности!