- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
От 0 до $100 млн: как из хобби сделать бизнес?
Монетизировать хобби — популярная мечта у энтузиастов своего дела. Вопреки стереотипному скептицизму эта мечта вполне осуществима при наличии предпринимательского таланта и веры в свой продукт. В этом уверена Наталия Шмигельская, основательница холдинга "Асторг", компании "Укрптахосервис", ТМ "Готово".
Предпринимательский стаж Наталии перешагнул отметку в 15 лет, оборот в $100 млн и стартовал именно как хобби с игры "Монополия": покупать-продавать.
Коммерция была настолько увлекательным занятием для Наталии, что ей посвящалось всё свободное время и ресурсы. Это один из залогов успеха любых начинаний, подчеркивает Наталия, рассказывая о том, что еще надо учитывать при страстном желании монетизировать свое хобби.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaХобби как бизнес
Чтобы изначально понять, сможет ли ваше хобби окупиться, прежде всего надо проанализировать рынок на предмет наличия подобных товаров и услуг. Коммерчески оправдано предлагать покупателю товары и услуги из одной ниши, если их качество значительно отличается (конечно, в лучшую сторону) или же у вас есть возможность индивидуализировать/кастомизировать ваше предложение, то есть сделать его в некотором роде эксклюзивным. Не прекращайте поиск своих преимуществ, поскольку именно они помогут вам "отстроиться" и быть успешными на рынке.
Важно: не жалейте ресурсов на аналитику рынка. Лучше оплатить изначально некоторые исследования, чем потерять в итоге не только деньги, но и время. Еще как вариант: идти с анкетами в предполагаемую среду ваших потенциальных покупателей. Чем лучше вы изучите рынок и востребованность вашего продукта или услуги, тем успешнее будут дальнейшие действия и результат.
Если собственник уверен в продукте, финансовая модель — рабочая и имеет оптимистическую перспективу, то здесь нужно доверять только себе. Почему? Потому что зачастую консультантами выступают специалисты, которые не создали ни одного бизнеса, а финансисты умеют хорошо считать, но "развивать бизнес" — это не только история про подсчет денежных вложений и прибыли. Если у вас есть уверенность, что всё получится, а цифры не опровергают бизнес-планы, то надо брать и делать, опираясь больше на свое мнение, нежели на рекомендации специалистов.
Ручной труд может стать бизнесом, если его систематизировать и делегировать. Очень важно также найти единомышленников, которые тоже смогут относиться к вашему делу как к хобби. Это чрезвычайно сложно, потому что во главе угла непременно человеческий фактор, тем более, если мы говорим про продукты питания. В таких случаях залог успеха — жесткий контроль качества и системное управление.
Монетизация
Превратить "продающее" хобби в полноценную коммерцию удается далеко не всем из-за отсутствия как предпринимательского таланта в целом, так и непосредственных бизнес-знаний в частности.
Я пошла учиться MBA, когда поняла, что мне предстоит управлять "махиной". Бизнес развивался очень быстро, и я, по сути, догоняла развитие своего дела. Я осознала, что часть процессов уходит из-под контроля, и это сильно дисбалансировало мое состояние. Я срочно пошла искать знания, чтобы структурировать и систематизировать. В моей ситуации это было оправданно: бизнес развивался на уже хорошем фундаменте в нужном направлении.
Когда идет обучение и внедрение в жизнь по мере потребности, то в "сухом остатке" получаются всегда хорошие результаты. Невозможно научиться водить трактор по инструкции. Всегда нужен сам трактор, для того, чтобы разобраться с этой инструкцией. И наоборот.
Я часто наблюдаю ситуации, когда люди, имеющие уже некий бизнес, почему-то уверены, что они всё знают и не стремятся повысить бизнес-образование. Конечно, в такой ситуации любой бизнес рано или поздно упрется в потолок, а именно в потолок знаний собственника. Ускорить или спасти такую ситуацию может (не) правильно подобранная команда.
Здесь тоже свои нюансы: специалистам зачастую нечем платить, а низкоквалифицированные сотрудники и вовсе сводят на "нет" денежный ресурс. Да, всегда есть шанс найти быстро обучаемого сотрудника с хорошим потенциалом развития, но шансы встретить такого человека и успешно внедрить его в команду без аналогичных работников крайне невелики. Тогда как именно команда помогает развивать и масштабировать бизнес. Выход здесь один: развиваться самому и через себя, в итоге, развивать свою команду.
Но! Отсутствие бизнес-образования на старте своего дела очень часто и является трамплином реализации своей бизнес-идеи. Почему? Потому что когда мы знаем "как правильно", то очень часто это мешает нашему интуитивному посылу, на котором и зиждется предпринимательский талант.
Когда мы говорим о крупных инвестициях и масштабах, то в таких случаях, безусловно, нужно понимать досконально все нюансы. На старте — необязательно, больше пригодится вера в продукт, дух воина, коммуникабельность и интуиция. На старте своего дела я не знала, как открыть счет в банке — меня это не остановило и не помешало успешно развивать свое дело.
Оптимизация
Всегда на старте всем должен заниматься собственник, поскольку бизнес — его детище. Если ключевые процессы переданы топ-менеджеру, то он, по сути, станет партнером или не сделает по-настоящему эффективный бизнес. Я не верю в другие кейсы.
В самом начале собственник должен выстроить всё самостоятельно, максимально изучить нюансы и только потом уже эффективно может делегировать. Тогда собственник сможет не только грамотно контролировать, но быстро и четко реагировать на любые сбои в процессах и понимать, какие новые задачи должен решать новый сотрудник.
Если топ масштабирует, а собственник ничего в этом не понимает, то после ухода топа большая вероятность того, что всё выстроенное рухнет. Делегировать нужно начинать тогда, когда уже окупаются постоянные расходы, когда есть точки контроля и есть люди, которые могут брать на себя ответственность. Этап делегирования является обязательным, иначе развитие стопорится.
Масштабирование
Масштабирование в бизнесе неразрывно связано с "глобальным" мышлением. На определенном этапе своего бизнеса я столкнулась с потребностью расширить свои горизонты, и начать нужно было именно с границ восприятия. Я начала искать и слушать людей "иного масштаба", а именно тех предпринимателей, для которых рынок Украины уже стал тесным (что и было моей исходной точкой).
Я всегда рекомендую общаться с бизнесменами-практиками, потому что, задавая им свои вопросы, ты в некой форме проживаешь их опыт, что сказывается на образе мышления. Таким образом, в результате общения, мой мозг, безусловно, перестроился и у меня получилось расширить свои горизонты.
Чтобы Ваше "расширенное" мышление было при этом еще и результативным, надо пробовать на практике всё то из услышанного, что целесообразно применить в вашем бизнесе. Я действую по такому принципу: ставлю узкопрофильную задачу, выбираю квалифицированного специалиста-практика в этой "нише" и векторно учусь у него, попутно внедряя в бизнес то, что мне нужно. Именно это и дает результат, в отличие от теоретической учебы, которая не предполагает сразу непосредственного применения полученных знаний.
Бизнес как хобби
Я считаю, что бизнес — это игра. Да, деньги — это всегда серьезно, но деньги в бизнесе — это всегда вложение "под вопросом". Если вы чахнете над каждой копейкой, пущенной в оборот и думаете, что могли бы в ином случае купить себе на эти деньги, то это тупиковый финансовый путь для предпринимателя. Такие мысли будут вас постоянно тормозить.
Эффективнее относиться к бизнесу как к азартному хобби. Лишние нервы, стресс приведут к неправильным решениям и в итоге — к выгоранию. Такой бизнес обречен. Чтобы понять на старте, сможете ли вы "вдолгую" развивать свой бизнес, представьте, занимались бы вы этим, если бы вам не платили деньги, забываете ли вы про сон/еду, когда вовлекаетесь в решение бизнес-задач. Суть в том, что любое принуждение чревато опустошением энергии на созидание.
Если цифры внушают оптимизм, то нужно начать и делать, без оглядки на разные мнения. Сразу составить список потенциальных клиентов и пробиваться к ним. Искать во всех структурах людей, принимающих ключевые решения, и "бомбить". Верить в себя и свой продукт! Не ждите "более удачное" время и прочие отговорки, если горите идеей, чувствуете талант к коммерции и кайф продаж.
Это очень важно, потому что только увлеченный своим делом человек чувствует себя наполненным и счастливым, и соответственно, привлекает интерес и вовлекает. Ищите свое дело, которое приносит удовольствие сродни хобби — тогда всё получится непременно.