Ответы на "горячие" вопросы о доступе к публичной информации выложили в интернет

Брошюру "Доступ к публичной информации: часто задаваемые вопросы и ответы" выпустил Украинский независимый центр политических исследований. Книга выложена в свободном доступе в интернете, печатный вариант бесплатно предоставляется по запросу

Эксперты Украинского независимого центра политических исследований ответили на 40 вопросов, которые наиболее часто возникают у чиновников, когда те получают запрос об информации. Когда отказать, когда предоставлять, а какую информацию можно не предоставлять, не нарушая при этом закон "О доступе к публичной информации" — проблем с этим законом у госслужащих немало.

Закон "О доступе к публичной информации" руководитель УНЦПИ Максим Лациба характеризует как "одну из незапланированных успешных реформ команды Януковича". "Но хотя закон действует уже больше года, можно сказать, что нет той полной дружбы между нормами закона и органами власти — исполнителями", — добавляет он.

Что тормозит закон на практике

Когда дело доходит до практики, то возникает немало разночтений. Для госслужащих непонятно как поступать в тех или иных конкретных случаях, так как в тексте закона появились термины, которых раньше не было в украинском законодательстве. Например, такие как, "общественно важная информация", "публичная информация", "трехсложный текст".

Кроме того, на сегодня нет административной ответственности чиновников за необоснованный отказ в предоставлении публичной информации, предоставление неточной информации, за необнародование положенной информации. Сейчас они несут лишь дисциплинарную ответственность за все эти нарушения.

Но главная сложность четкого исполнения закона связана с тем, что его принятие повлекло за собой необходимость внести изменения в другие законы и принять нормативные акты, которые бы разрешали многочисленные коллизии. Такой закон о дополнительных нормативных актах в Верховной Раде зарегистрирован. Он вносит изменения в 55 статей различных законов. Им так же предусмотрена административная ответственность за отказ в предоставлении публичной информации. На данный момент чиновники несут лишь дисциплинарную ответственность.

Будут ли этой осенью приняты все эти законодательные новшества? По этому поводу Максим Лациба настроен пессимистично. Хотя, надеется, что объединив усилия, в том числе общественности и прессы, дело удастся сдвинуть с мертвой точки.

"Горячие" вопросы чиновников

Вопросы, на которые даны ответы в брошюре, взяты не с потолка. По словам авторов рекомендаций, независимых экспертов Дмитрия Котляра и Виктора Андрусева, была разослана по госучреждениям анкеты с просьбой указать наиболее проблемные места в законе, с которыми чиновникам приходится сталкиваться на практике.

Как выяснилось, наиболее проблемными оказались запросы, связанные с конфиденциальной информацией, а так же со служебной информацией.

Например, такие: может ли быть предоставлена по запросу информация о заработной плате, премии, материальной помощи, другие выплаты из бюджета конкретному работнику государственного органа или органа местного самоуправления? Или должна публиковаться и предоставляться по запросу информация о выделении земельного участка или квартиры физическому лицу, и информация о месте проживания такого лица?

"Мы четко разграничиваем: если это информация про распоряжение бюджетными средствами, государственным или коммунальным имуществом, то она не может быть в закрытом доступе, — объяснил Дмитрий Котляр. — А если информация не касается данного имущества, то она является конфиденциальной".

Но многие ситуации являются не столь однозначными, и принятие решения о предоставлении информации требует обращения не только к самому закону, но и связанным с ним законодательным актам. Например, давать ли ответ на запрос ребенка, имеющего опекуна, о его настоящих родителях. Брошюра в каждом конкретном случает дает ссылки, какие законы должны быть учтены при принятии решения.

Кроме блоков про конфиденциальную и служебную информацию в брошюре есть четкие ответы на вопросы технические: о сроках и оплате. Есть, например, норма, которая разрешает устанавливать плату, если ответ на запрос занимает больше 10 страниц, а сумма не должна превышать 96 копеек за страницу. При этом запрашивающему информацию должны сообщить сколько и куда платить. Если такое сообщение не пришло, значит информацию обязаны предоставить без всякой оплаты.

Кому жаловаться на отказ

В случае получения отказа на предоставление информации есть несколько вариантов оспорить действия чиновников. "Если вы считаете, что ваше право на доступ к информации нарушено, то вы можете написать жалобу в вышестоящий орган — Кабмин. Можете написать президенту Украины, — рекомендует Максим Лациба. — Там уделяют этому внимания и должны эту жалобу рассмотреть" . Еще один вариант, который он рекомендует — написать в прокуратуру. "Понимаю, как банально звучит такой совет, — добавляет при этом эксперт, но уточняет, что там, где не просматривается коррупция, прокуратура иногда реагирует соответственно законодательству. "На сайте генпрокуратуры есть сотни актов реагирования на такие жалобы", — комментирует Лациба.

Еще один вариант — написать уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека Валерии Лутковской. Она создала экспертный совет, который будет активно мониторить выполнение закона "О доступе к публичной информации". Но пока что Валерия Лутковская ни одной жалобы о его невыполнении от граждан не получила.

Брошюра "Доступ к публичной информации: часто задаваемые вопросы и ответы" находится в свободном доступе на сайте УНЦПИ .

Печатная версия предоставляется по запросу на адрес [email protected] или 01030, г. Киев, ул. Лысенко, 8, оф. 9.

Контактный телефон: (044) 279-2435, 599-4251

Брошюра подготовлена при поддержке проекта Европейского Союза и Совета Европы "Содействие европейским стандартам в украинской медийной среде".