- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
Поможет ли новый закон реализовать потенциал технопарков в Украине?
Парламент планирует рассмотреть и внести изменения в закон, регулирующий деятельность технопарков. Законопроект №2216а включен в повестку дня парламента и должен быть рассмотрен во втором чтении. Какие изменения ожидают технопарки, поможет ли это бизнесу и стартапам?
Зачем нужны технопарки?
Главная цель технопарка — создание благоприятных условий для реализации инновационных проектов, привлечение в страну инвестиций и новых технологий.
Технопарки, как и другие территории приоритетного развития, такие как индустриальные парки и свободные экономические зоны (СЭЗ), являются точками экономического роста, способствующими ускорению роста экономики страны.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaКак правило, экономика стран, где есть успешные технопарки, развивается более динамично, увеличиваются приток инвестиций и количество рабочих мест.
По данным Минэкономразвития, сейчас в Украине зарегистрировано 16 технопарков и формально функционирует 11 СЭЗ.
По данным главы комитета ВР по вопросам промполитики и предпринимательства Виктора Галасюка, за время работы технопарков в Украине:
- Реализовано 120 инновационных проектов.
- Создано 3,5 тыс. рабочих мест.
- Произведено инновационной продукции на 13 млрд грн.
- Перечислено в бюджет 1,3млрд грн.
В чем отличие технопарков и свободных экономических зон
Свободные экономические зоны — часть территории, где действуют специальные налоговые условия для ведения бизнеса. Номинально СЭЗ создаются для привлечения инвесторов в экономику страны.
В отличие от СЭЗ, кроме налоговых льгот технопарки могут предоставлять своим участникам такие дополнительные преимущества:
- Льготные условия аренды офиса на территории технопарка.
- Доступ к инфраструктуре и лабораториям с современным и дорогим оборудованием.
- Консультации и помощь специалистов технопарка по выведению продукции на рынок. Такая услуга очень важна для успешного внедрения стартапов.
Технопарки могут создаваться как на территории СЭЗ, так и за ее пределами.
Причина — частые скандалы с отмыванием средств через СЭЗ, после чего в украинские законы были внесены изменения. Теперь предприятия в СЭЗ работают по общим правилам налогообложения и не имеют никаких специальных преференций. Отмена налоговых льгот для СЭЗ действует до сих пор.
А вот на территории технопарков продолжает действовать специальный порядок импорта продукции. Компаниям, участвующим в реализации проектов на территории технопарков, из госбюджета компенсируется уплата ввозной пошлины. Этот механизм реально работает.
В чем суть нового закона?
Чтобы проект развития технопарков в Украине имел шансы на успех, нужно создавать более привлекательные условия для бизнеса и инвестиций. Включая и широкие налоговые льготы.
В действующем ныне Законе "О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков" №991-XIV сейчас предусмотрена возможность льгот и государственной поддержки проектов на территории технопарков, а именно:
- Льготы по уплате ввозной пошлины.
- Полное или частичное кредитование проектов на территории технопарков.
- Полная или частичная компенсация банковских процентов, уплаченных при реализации проектов на территории технопарков.
Новый законопроект №2216а касается непосредственно технопарков. По мнению Галасюка, принятие закона позволит создавать новые технопарки и развиваться уже существующим.
Какие изменения ждут технопарки после принятия закона:
- Предлагается исключить технопарки из перечня свободных экономических зон (СЭЗ).
- Упрощается порядок регистрации новых технопарков.
- Уточняется порядок введения специального режима инновационной деятельности технологических парков.
Что дадут изменения в законодательстве?
По мнению Галасюка, никаких дополнительных преференций для технопарков, по сравнению с существующими условиями, законопроект №2216а не предусматривает.
Налоговые льготы, если таковые появятся в обозримом будущем, будут приниматься отдельным законом.
На сегодня для технопарков существуют нормы беспошлинного ввоза оборудования и льготного кредитования. Но по причине нехватки бюджетных средств последняя норма пока не работает.
Фактически цель законопроекта — упростить новые технопарки и продлить функционирование уже действующих.
Проблема низкой эффективности украинских технопарков, по всей видимости, так и продолжит оставаться на повестке дня.
Необходимо отметить, что законопроект №2216а касается только технопарков и не будет касаться работы СЭЗ. Соответственно, рассчитывать на рост интереса к украинским СЭЗ, полностью лишенным всех налоговых льгот и преференций, в ближайшее время не приходится.
Об успешном опыте соседей
Развитие технопарков может помочь Украине преодолеть экономический кризис и выйти на устойчивый экономический рост.
Успешным примером как можно преодолеть экономический кризис в регионе является технопарк в пригороде Кракова — городке Новая Гута (Польша). Из-за остановки металлургического завода, ранее обеспечивавшего жителей Новой Гуты работой, город накрыла волна депрессии и безработицы.
На территории парка уже реализовано более 160 инвестиционных проектов, что дало возможность создать более 18 тыс. новых рабочих мест. Площадь технопарка составляет 500 гектаров.
На территории парка функционирует бизнес-инкубатор. Под реализацию стартапов предприниматель может получить стартовый капитал и возможность бесплатной аренды помещений и оборудования.
Глава ИТ-комитета Ассоциации налогоплательщиков Украины Александр Омельченко считает, что нашей стране будет полезен опыт развития технопарка в Минске (Беларусь).
Но для того, чтобы повторить успешный опыт Беларуси, понадобится создать систему мотиваций и налоговых льгот для инвесторов. А также участие и помощь со стороны государства в развитии инфраструктуры технопарка. Нужен механизм, при котором инвестор будет затрачивать минимум времени и средств на запуск проекта.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В 2017 году в Украине зарегистрировали в два раза больше электромобилей
А что в Украине?
Несмотря на то, что Украина и Польша ранее находились в приблизительно равных стартовых условиях, наши польские соседи значительно преуспели в применении технопарков и СЭЗ для ускорения и повышения технологичности экономики.
Чего нельзя пока сказать об Украине.
Так, с 2015 года приостановлено строительство технопарка BionicHill, который мог стать самым успешным и масштабным проектом в этой сфере. Строительство парка до сих пор не возобновлено из-за нерешенных противоречий между инвестором и Киевсоветом.
Из перспективных проектов можно выделить запуск в 2017 году инновационного парка UNIT.City. Он располагается в Киеве на площади 25 гектаров.
СЕО и управляющий партнер парка UNIT.City Макс Яковер утверждает, что на данный момент в Украине UNIT.City — единственный инновационный парк.
"В мире 86% таких парков строятся за государственные деньги или при участии государства. Это могут быть льготные кредиты, льготы по уплате налога на землю, налоговых и таможенных преференций для компаний, производящих инновационные продукты. Мы поддерживаем хорошие отношения с властями города и страны, но у нас нет каких-либо преференций", — отмечает он.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Инвесторы UNIT City построят еще один технопарк во Львове
Почему успешный в других странах опыт внедрения СЭЗ и технопарков плохо работает в Украине?
Потому что вкладывать деньги в украинские проекты более рискованно, а потому менее выгодно, чем в соседние с Украиной страны. А инвестор при выборе, куда вкладывать свои деньги, выбирает ту страну, в которой более низкие риски для его инвестиций.
Потенциальные внутренние инвесторы также не спешат вкладывать свои деньги в украинскую экономику. В этом плане внутренние и иностранные инвесторы демонстрируют солидарный подход, что лишь подчеркивает факт неблагоприятного инвестиционного климата в нашей стране.
При неблагоприятном инвестклимате наличие или отсутствие технопарков или СЭЗ кардинально не изменит негативную для Украины ситуацию.
Поэтому наша страна продолжает проигрывать борьбу соседним странам в конкуренции за инвестора и за человеческий потенциал.