- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Партнерство, построенное на глине
Завод по производству керамической плитки в Славянске «Зевс Керамика» появился в результате сотрудничества и
директор «Зевс Керамики» Александр Богославский признается, что идея открыть производство керамической плитки родилась у партнеров в самом начале их деятельности в Украине, но реализовать ее удалось только через 13 лет. Богославский объясняет: «Нужно было более тщательно присмотреться друг к другу, наладить доверительные отношения, а украинцам — укрепить свой бизнес и доказать итальянскому керамическому гиганту с 40-летней историей, что керамический бизнес для них это серьезное, а не сиюминутное увлечение».
Технологии, оборудование и персонал под контролем иностранцев
Итальянцы посчитали, что близость к крупному сырьевому месторождению, дешевая рабочая сила и энергоносители являются хорошими предпосылками для нового производства. Кроме того, статус Украины как еще не освоенного, но очень крупного и перспективного рынка сбыта, интересовал иностранцев.
Украинцы же, со своей стороны, рассчитывали получить от Emilceramica конкурентоспособные подходы к керамическому бизнесу, начиная от проектирования завода и технологий производства и заканчивая способами продажи продукции. «Италия на сегодняшний день — это законодатель моды в производстве керамики, а мы хотели внести на рынок передовые технологии», — объясняет Александр Богославский.
Итальянцы консультировали украинский персонал на всех этапах создания завода. Оборудование для «Зевс Керамики» также выбирали специалисты из Emilceramica. В течение первых шести месяцев итальянцы работали на заводе постоянно, проводили на каждом участке производства по неделе, две, месяцу. Установка и налаживание оборудования, обучение персонала — это была также их ответственность.
Сейчас в «Зевс Керамика» работает только один итальянец Алессандро Франческони на должности коммерческого директора. Другие специалисты приезжают только в случае возникновения каких-то проблем, которые украинцы самостоятельно решить не могут. Но связь с центральным офисом Emilceramica Славянск поддерживает постоянно. Контроль над некоторым оборудованием «Зевс Керамики» также осуществляется из Италии. Оттуда могут отрегулировать проблемы в работе станков, произвести их переналадку, протестировать оборудование или посоветовать, какие настройки изменить.
Второй важный момент сотрудничества с Emilceramica, отмечает Александр Богославский, — это обучение персонала. Несмотря на то, что Славянск имеет статус одного из старейших в Украине центров керамического производства (во времена Союза здесь был мощный керамический комбинат, а сегодня в городе насчитывается до 500 мелких предприятий по производству керамики), подобрать персонал для нового завода было делом нелегким. «Наши специалисты долгое время были оторваны от мира, внешних влияний и не знали тонкостей передовых технологий. Поэтому людей, имеющих опыт керамического производства, на нашем предприятии только 15-20%», — отмечает генеральный директор «Зевс Керамики». — Остальные сотрудники — это, преимущественно, молодые ребята, которых мы выбирали по принципу желания работать». Большая часть из 130 работников «Зевс Керамики», от топ-менеджмента, начальников цехов, смен и лабораторий до технологов, лаборантов и операторов прошли подготовку на итальянских заводах Emilceramica.
Основные рынки сбыта «Зевс Керамики» — это Украина (60%) и Россия (30%). Но, несмотря на это, собственники завода решили в систему продаж внедрить итальянский опыт. Рассудили, что это поможет приблизиться к мировому рынку керамической плитки, который обогнал Украину на 15-20 лет.
Продажи по-итальянски
«Наш коммерческий директор-итальянец принес в наше понимание работы на рынке итальянский менталитет. И сейчас наша политика на рынке — это симбиоз итальянского понимания с украинскими реалиями», — объясняет Богославский. Он признает, что самым сложным для итальянцев остаются большие географические расстояния в постсоветских странах и принципы построения хозяйственных отношений.
«Для итальянцев главная ценность в отношениях с партнерами, клиентами — это доверие, — объясняет руководитель «Зевс Керамики». — А наш рынок пережил не лучшие времена, когда практиковались затяжные неплатежи, враждебные отношения. Поэтому в системе продаж мы начали с самого главного — создания сети не просто клиентов, а именно партнеров по бизнесу, с построения с ними долгосрочных отношений». Партнерам, по словам Богославского, важно было дать понять, что завод заинтересован не только в собственном заработке, но и в их финансовой выгоде.
Сложной для итальянцев была и неразвитость рынка услуг в Украине. Они не понимали, зачем нужно было замыкать на одном предприятии всю околопроизводственную инфраструктуру: содержать цех по производству упаковки или железнодорожные пути, почему не разделить эти функции между рядом компаний? «В Европе — это все сервис. Там философия какая: мы умеем делать плитку, но не умеем содержать газопровод или строить здания. Нам это и не надо уметь. Мы готовы заплатить профильным компаниям, которые сделают это профессионально. Ведь профессионализм — в узкой специализации. И свою политику мы сейчас строим таким же образом», — говорит Богославский.
Он признает, что в Украине уже умеют производить керамическую продукцию на достойном уровне, но с генерированием идей пока сложно. «Я все же надеюсь, что мы взрастим свою внутреннюю украинскую культуру производства керамических изделий», — надеется Богославский.
Южно-ОктЯбрьские Глины
ЗАО «Южно-Октябрьские Глины «ЮГ» занимается добычей и поставкой глины по всему миру: Индия, Саудовская Аравия, Пакистан, США.
В Европе основными потребителями украинской глины являются мировые лидеры в производстве керамической плитки — Италия и Испания.