Перезагрузка: как киевский метрополитен переходит на карточки

КП "Киевский метрополитен" решил заменить жетоны карточками. В каком формате это будет происходить?

В октябре 2016 года в столичной "подземке" начали выводить из оборота жетоны и переводить пассажиров на карточную систему оплаты проезда. Перейти полностью на бесконтактные карты в метрополитене планируют к концу 2017 года. "Пассажиры, которые пользуются для оплаты проезда картами, более мобильны, не тратят время на покупку жетонов и не создают очередь возле турникетов", — говорит Наталья Макогон, советник начальника КП "Киевский метрополитен".

Переход на карты упросит и работу сотрудникам метрополитена — система подсчета будет автоматизированной. Проводить инкассацию, как это нужно делать с жетонами, будет не нужно.

К слову, пассажиры "забирают" (покупают, но не используют для поездок) от 150 до 200 тыс. жетонов ежемесячно.

Это примерно 600-800 тыс. гривень.

Длинный переход

Карточки для киевского метрополитена — не новшество. Впервые карты с магнитной полоской здесь ввели в 1993 году. А спустя десять лет начали использовать в тестовом режиме пластиковые бесконтактные карты. В 2005 такие карты появились в открытом доступе.

Сначала они давали право на определенное количество поездок, позже появились безлимитные проездные сроком на месяц, квартал и календарный год.

Как менялся жетон и его стоимость в метрополитене Киева

С середины лета прошлого года проезд можно оплатить посредством банковской карточки Master Card с поддержкой системы PayPass. Сейчас на каждой станции установлено по одному турникету (желтые устройства возле кабины контролера), где можно оплатить свою поездку таким "пластиком".

Однако за 11 лет использования бесконтактных карт метрополитену так и не удалось убедить киевлян добровольно отказаться от жетонов.

"Полтора года назад у нас 40% пассажиров пользовались карточками, а около 60% — жетонами. Но в прошлом году, когда метрополитен начал сотрудничество с Master Card, динамика по переходу на карточную систему ускорилась", — говорит Наталья Макогон. Сейчас, по ее словам, пользуются карточками и жетонами примерно равное количество пассажиров "подземки".

Чтобы ускорить переход в этом году, в киевском метро пошли на более решительные меры. Пока это выглядит так: турникеты переоборудуют под принятие только лишь карт — на них устанавливают специальную панель или просто заклеивают скотчем отверстие для приемки жетонов.

Прощай, жетон

К концу 2017 года в метрополитене твердо намерены переоборудовать все турникеты под оплату карточками. Сколько это будет стоить "подземке"?

Общую сумму затрат в компании не подсчитывали — переход на карточки растянулся более чем на десять лет. А это два экономических кризиса и смена нескольких руководителей предприятия.

Пополнить бесконтактную карточку для проезда в Киевском метрополитене можно будет в кассах.

А со временем — и в специализированных терминалах, через интернет и с помощью банковской карты.

Сейчас залоговая стоимость карты — 12 гривень (деньги за нее можно вернуть). Проезд при покупке более чем 10-ти поездок стоит 3,9 грн, свыше 50-ти — 3,5 грн.

Месячный "безлимит" стоит 300 гривень. Система не предусматривает возврата денег и восстановления количества поездок, если карта утеряна.

Будет ли этот момент учтен при полноценном переходе на карточки? Пока такая возможность не предусмотрена.

Заблокировать можно будет только "Карту киевлянина", которую льготная категория граждан может использовать для проезда в метро.

Обещают в КП "Киевский метрополитен" не забыть и о тех, кто редко пользуется метро. "Можно будет купить карточку и пополнить ее на одну поездку. Также мы рассматриваем вариант введения бумажных билетов с термопечатью или билетов с QR-кодом", — говорит Наталья Макогон.

Намерены расширять в метрополитене сотрудничество и с платежными банковскими системами. На выходных заработали терминалы в кассах на "Майдане Незалежности", "Хрещатике" и "Площади Льва Толстого". Там принимают все виды карт и платежных систем.