Перспективная отрасль: зачем Эпицентру свой завод керамической плитки

Перспективная отрасль: зачем Эпицентру свой завод керамической плитки
Через год рынок керамической плитки может восстановиться до уровня 2014 года
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Рынок производства керамической плитки в течение последних семи лет развивался параллельно со строительным сектором. Потеря Крыма и Донбасса — регионов, для которых на тот момент было характерно строительство в больших объемах — сильно ударило по рынку плитки. В 2015-м, в сравнении с докризисным периодом, производство просело на 35%. Затем рынок начал восстанавливаться, и хотя к 2018 году производство плитки выросло на треть, этого пока не хватило, чтобы достичь докризисного уровня.

Динамика роста рынка керамической плитки Украины

***

Индустрия стройматериалов подвержена сезонности (наибольший спрос приходится на весну-лето) и платежеспособности населения (стройматериалы составляют до 70% стоимости готового дома). Поэтому динамика развития рынка керамической плитки будет сопоставима с динамикой рынка строительства в целом. В ближайшие три года только в Киеве будет выставлено на продажу 357 тысяч квартир. По данным NAI Ukraine, из них 8,7% застройщики предлагают с ремонтом. Такой маленький процент связан с экономией украинцев. Ведь как правило полностью обустроенная квартира в зависимости от класса на 15-30% дороже.

Потребление керамической плитки на отечественном рынке составляет примерно 40 млн м2 в год.

В 2018 году в Украине было произведено 54 млн м2 плитки. Из них отечественные предприятия экспортировали за границу около 20 млн м2. Крупнейшими по объемам поставок плитки в Украину являются Польша, Испания, Китай и Индия. В целом в страну ввозится порядка 10 млн м2 плитки в год.

Зачем ритейлеру свой завод

Основной объем производства плитки приходится на четыре крупных завода: АТЕМ, керамическая группа "Голден Тайл", Зевс Керамика и ДнепрКерамика. В середине 2019 года планируется открытие еще одного завода по производству плитки: сеть строительных гипермаркетов "Эпицентр" уже завершает строительство первой очереди собственного завода в Калиновке (Киевская обл.). В компании заявляют, что открывая производство хотят диверсифицировать свою деятельность. Кроме керамического завода, компания развивает аграрный и элеваторный бизнес.

В Украине присутствуют все предпосылки для активного развития плиточной отрасли. В стране сконцентрировано около 25% запасов сырья — белой глины, которая в значительных объемах экспортируется за границу для потребностей иностранных производителей.

"Мы же хотим вместо сырья увеличить долю экспорта готовой продукции", — объясняет заместитель гендиректора компании "Эпицентр" Игорь Тюрдьо. Производство плитки — направление для компании "Эпицентр" не новое. Еще в 2003-2004 гг. компания начала производить плитку на заводе "Карпатская керамика" в Калуше Ивано-Франковской области. Его модернизация и установка дополнительных мощностей будет осуществлена после ввода в эксплуатацию завода в Калиновке.

Важность самостоятельно производства для "Эпицентра" объясняется тем, что только через сеть гипермаркетов ежегодно реализуется около 14-15 млн м2 плитки (данные "Эпицентра"). Новый завод будет поставлять продукцию в соотношении 40% — на внутренний рынок, из которых 25% в сеть "Эпицентр" и 60% —  на экспорт. Общая производственная мощность завода должна составить 12-15 млн м2.

Внутреннее производство vs. импорт

Ожидается, что он, наряду с четырьмя существующими игроками они смогут заместить часть импорта и нарастить экспорт собственной продукции. На сегодняшний день отечественный рынок довольно развит, а с учетом низких доходов населения и сравнительно высоких цен на продукцию зарубежного производства, доля украинской плитки в течении 2-3 лет может дойти до 85%, говорят аналитики Pro-Consulting.

По данным аналитиков PAU, имея колоссальные мировые запасы глины и каолина для изготовления керамической продукции, производителям просто необходимо развивать экспортное направление. Мировые лидеры в экспортно ориентированной отрасли керамической плитки Италия и Испания ежегодно экспортируют 100-200% от объема внутреннего рынка. В Украине же этот показатель пока что составляет от 30% до 40%, а доля импортной продукции на рынке керамической плитки составляет до 20%.

Наибольшие объемы украинской плитки поставляются на рынки европейских стран и стран СНГ. В "Эпицентре" планируют значительное количество продукции завода поставлять на рынки Западной и Восточной Европы, стран Ближнего Востока и Азии.

Стоит отметить, что на украинских предприятиях этой отрасли, которая начала формироваться в начале 2000-х годов, уже сейчас проводится модернизация производств и установка более продуктивного оборудования, чем на некоторых европейских заводах.

Эксперты утверждают, что визуально довольно сложно сегодня отличить плитку итальянских, польских, испанских или украинских производителей.

О потенциальном развитии рынка говорит и тот факт, что в Украине разместил сервисный центр мировой производитель оборудования для керамических заводов. Ранее узким местом в отечественной отрасли по изготовлению керамической плитки было отсутствие сервисного центра оборудования. Украинским предприятиям приходилось заказывать запасные части в Польше и других европейских странах. Поэтому появление SACMI является крайне важным для дальнейшего развития отечественной отрасли по изготовлению керамической плитки, поскольку на оборудовании производства этой компании работают практически все украинские предприятия, занимающиеся изготовлением керамики.

Что в тренде

Предпочтения украинцев в керамической плитке изменяются вместе с общемировыми тенденциями. В частности, в последние годы увеличивается спрос на плитку больших форматов. Если раньше потребители предпочитали размеры 20х30 см и 25х40 см для стен и 45х45 см для пола, то теперь все чаще покупают плитку 25х75 см и 30х90 см для стен и 60х60 см и 75х75 см для пола.

В цветовой палитре в мировой и украинской керамической моде преобладает сейчас так называемый скандинавский стиль: светлые, белые и светло-серые оттенки. Хотя еще несколько лет назад преобладали насыщенные, яркие и более темные цвета.

Внедрение новейших инженерных и компьютерных технологий дает возможность воплотить на плитке современные и необычные дизайны, а также — изменить ее поверхность, максимально приближая к естественным материалам: мрамору, камню, граниту и т.д. Такая обработка придает плитке более стильный и современный вид в интерьере.

Наибольшей популярностью на отечественном рынке пользуется плитка стоимостью 150-250 грн/м2.

Кроме "Эпицентра" увеличили производство на Харьковском плиточном заводе. Там в прошлом году запустили цех №2 мощностью 4 млн м кв. Теперь на ХПЗ смогут выпускать уникальную для Украины плитку размером 1,2 на 1,6 м со сверхвысокой степенью влагостойкости. К тому же новая продукция будет полностью соответствовать мировым стандартам качества. На сегодня общая мощность на Харьковском заводе составляет до 15,5 млн м2 готовой продукции в год, а после завершения комплексной модернизации вырастет до 25 млн м2.

Эксперты прогнозируют, что если ориентироваться на текущие темпы развития, рынок может полностью восстановиться по объемам производства к докризисному уровню уже в 2020 году.