Почем Курченко будет продавать бензин Одесского НПЗ

Одесский НПЗ, приобретенный Сергеем Курченко, после трех лет простоя возобновил работу и даже готов отгрузить первую партию топлива. Что, почем и кому планирует продавать группа харьковского бизнесмена

На прошлой неделе в СМИ появились сообщения о том, что Одесский нефтеперерабатывающий завод (ОНПЗ), входящий в группу ВЕТЭК харьковчанина Сергея Курченко, начал работу после почти трехлетнего простоя. В подтверждение этому сегодня, 1 октября, группа распространила официальный релиз с заявлением о том, что одесское предприятие завершило пусконаладочные работы и приступило к производству светлых нефтепродуктов. "В плановой загрузке в настоящий момент уже работает основная часть производственных мощностей", — говорится в сообщении ВЕТЭК. Также в нем отмечается, что первая партия продукции завода готова к отгрузке через торговый дом компании ( организован в минувшем месяце — Ред).

Скромный запуск и первые цены

На запрос Delo.UA с просьбой конкретизировать дату запуска предприятия, планируемые объемы загрузки сырьем и выпуска светлых нефтепродуктов в ближайшие месяцы, в группе Курченко не ответили. В то же время источник на самом предприятии отметил, что ОНПЗ был запущен в промэксплуатацию только в воскресение, 29 сентября. "Завод запускается, есть некоторое количество произведенного побочного продукта — мазута", — утверждает он.

Проектная мощность Одесского НПЗ позволяет перерабатывать 2,8 млн тонн сырья в год. Из этого объема с учетом технических характеристик предприятия можно получить примерно 840 тыс. тонн дизтоплива и 360 тыс. тонн бензина (14% и 9% от общего объема их потребления в Украине). Такие расчеты фигурировали в летних комментариях экспертов относительно закрытия сделки с переходом ОНПЗ под контроль ВЕТЭК. Соответственно, в месяц это предприятие теоретически способно производить из 200 -235 тыс. тыс. тонн нефти порядка 70 тыс. тонн дизельного топлива и 30 тыс. тонн бензина.

О приобретении 99,57% акций ПАО "Одесский нефтеперерабатывающий завод" у российского "Лукойла" в группе ВЕТЭК объявили еще в марте текущего года. Позже, той же весной Одесский НПЗ подписал с "Лукойлом" годичный контракт стоимостью $1,98 млрд, по которому в среднем за месяц предприятие должно получать 180-200 тыс. тонн сырья. Юридически же сделка по переходу завода в собственность ВЕТЭК была завершена 5 июля текущего года.

Накануне официального заявления ВЕТЭК о запуске ОНПЗ, в понедельник, 30 сентября, на официальном сайте этой группы появилось объявление о начале реализации нефтепродуктов производства Одесского НПЗ. Так, бензин марки А-95 был предложен по 12800-12900 грн/тонна, дизельное топливо — по 10400-10500 грн/тонна. Согласно данным консалтинговой компании "А-95", на сегодняшний день крупнооптовые цены на бензин марки А-95 в Украине в среднем составляли 13040 грн/тонна, а дизтопливо — 10480 грн/тонна. По информации компании UPECO, которую приводят "Українські новини", бензин А-95 в крупном опте обходился покупателям в 13042 грн/тонна, "дизель" — 10504 грн/тонна.

Начальная реакция рынка

Как видно, "бензиновые расценки" от ВЕТЭК/ОНПЗ ощутимо ниже, чем в среднем по украинскому рынку. Основные конкуренты группы Курченко — импортеры нефтепродуктов в лице Мозырского НПЗ (до ноября 2013-го находится на плановом ремонте) и польско-литовского концерна Orlen — к этому обстоятельству относятся неоднозначно. Чисто рыночных методов конкуренции со стороны Одесского НПЗ, сказали в одной из этих компаний, здесь не опасаются. Но подробнее свою позицию изложить отказались.

На сайте ВЕТЭК указано, что эта группа находится в партнерских отношениях с компаниями, входящими в орбиту "Привата" Игоря Коломойского — "Укрнафта" и "Укртатнафта". Но в этих компаниях в телефонном разговоре с журналистом Delo.UA подчеркнули, что занимаются реализацией продукции другого нефтеперерабатывающего завода — Кременчугского.

Представители крупных операторов — автозаправочных сетей "ОККО" и WOG — сообщили, что пока еще не рассматривали возможности приобретения бензина и дизельного топлива производства ОНПЗ. "ВЕТЭК располагает сетью собственных АЗС в Украине в количестве 150 штук, поэтому, вероятнее всего, реализовывать продукт будут именно через них", — предполагает директор "А-95" Сергей Куюн.

Наш источник на рынке называет еще одну возможную схему реализации продукции Одесского НПЗ — посредством участия в тендерных закупках, проводимых госкомпаниями типа "Укрзализныци". В тендерах обычно отдается предпочтение именно национальному производителю, и не важно, сколько топлива и какого качества он производит, аргументировал свою версию источник.

Транспортно-сырьевой риск

Другие эксперты указывают на определенные риски для Одесского НПЗ. "Стартовая цена на продукцию (ОНПЗ — Ред.) установлена значительно ниже себестоимости производства для того, чтобы привлечь трейдеров", — отмечает заместитель директора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев. Это свое утверждение он обосновывает так: с учетом низкой глубины переработки (50%), а также "дороговизны танкерных поставок" нефти в Одессу себестоимость продукции ОНПЗ является более высокой, нежели заявлено в прайс-листе ВЕТЭК.

"Стоит учитывать также транспортно-погодные факторы. В случае шторма предприятие рискует остаться без сырья", — уверен Рябцев. Поступление нефти на ОНПЗ сейчас происходит исключительно морским путем. 26 сентября Одесский морской торговый порт (ОМТП) принял второй танкер с 80 тыс. тонн нефти сорта Urals для ОНПЗ. Первый танкер с тем же объемом сырья причалил к нефтегавани ОМТП 12 сентября. Следующая танкерная поставка нефти на завод ожидается 10 октября.

Не исключено, что контракты на поставку нефтепродуктов производства ОНПЗ в октябре все же будут заключены. Но вопрос, смогут ли отечественные автомобилисты заправиться одесским бензином уже в нынешнем месяце, остается открытым.