Почему операторы не торопятся внедрять услугу сохранения номеров для абонентов

НКРСИ до сих пор не передал мобильным операторам текст правил предоставления услуги MNP (услуги, позволяющей менять абонентам мобильного оператора с сохранением номера). Новые правила вступают в силу с 1 декабря
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

НКРСИ до сих пор не передал мобильным операторам текст правил предоставления услуги MNP (услуги, позволяющей менять абонентам мобильного оператора с сохранением номера). Согласно документу, украинцы смогут менять оператора без смены номера телефона уже с 1 декабря 2013 года.

"На данный момент мы не видели окончательного текста принятого Положения, соответственно, нам сложно сказать, были ли учтены наши правки" — отметили в life:). Ранее сообщалось, что большая часть рекомендаций мобильных операторов принята не была.

"Реализация MNP связана со значительными операционно-финансовыми затратами, которые не предусмотрены финансовыми планами большинства операторов на текущий год (в конце прошлого года, когда такие планы согласовывались акционерами, регулятор не озвучивал конкретных сроков внедрения), поэтому логично и правильно перенести указанные сроки не менее чем на следующий год", — говорит Андрей Осадчук, директор "Киевстар" по регуляторно-правовому обеспечению.

Как стало известно delo.ua, мобильные операторы настаивают на одновременном внедрении переносимости для мобильной и фиксированной сетей начиная с января 2015 года (при наличии технической возможности), а с 2025 года — в обязательном порядке.

"Белые пятна"

Участники рынка обращают внимание на недоработки в самом механизме переноса номера и порядка оформления заявок на смену оператора абонентами.

Как отмечает глава отдела корпоративных коммуникаций компании "Киевстар" Петр Иванов, согласно существующим Правилам, заявку на смену оператора абоненты смогут подавать в виде SMS-сообщения, что может стать основой для мошенничества.

"Заявка на перенос номера не должна отсылаться в виде SMS-сообщения. Иначе сменить оператора без ведома абонента сможет любой шутник или хулиган. Для ускорения процесса можно использовать не письменное заявление, а, например, электронную почту и электронную подпись, которая удостоверяет личность абонента. Использовать же SMS — слишком рискованно и потому неприемлемо. Кроме того, абонент должен одновременно проинформировать не только принимающую сторону, но и оператора, от которого он намерен уйти", — отметили в МТС.

А вот главный исполнительный директор life:) Александр Баринов считает, что SMS-оповещения будет достаточно для обеспечения безопасности перехода абонента. "Такой системой успешно пользуются в нескольких странах, в том числе и Турции", — подчеркнул Баринов.

Также в Правилах не урегулирован вопрос взаиморасчетов между мобильными операторами. Остается неясным, как будут поступать с абонентами, которые имеют на счету бонусы или задолженность.

"Документ "сырой" и требует значительной доработки с учетом положений гражданского, хозяйственного, конкурентного и телекоммуникационного законодательства Украины. Не решен вопрос, что делать с долгами, остатком средств и бонусами, которые остаются на счетах таких клиентов, их перенос в другую сеть невозможен с точки зрения налогового законодательства", — объясняет Андрей Осадчук.

Интерес есть

Несмотря на существующие проблемы, все операторы заявляют об заинтересованности в новой услуге. "Если даже без сохранения номера в последние несколько лет к нам приходит более миллиона новых абонентов ежегодно, то после запуска услуги мы рассчитываем, что их станет больше", — отметили в МТС.

Большинство аналитиков сходятся во мнении, что в первую очередь внедрение MNP сыграет на руку life:). Так, в 2012 году число абонентов оператора выросло на 998 тыс., часть которых оператор "отщипнул" у лидеров рынка.

Однако в МТС уверяют, что MNP не относится к разряду массовых услуг. Так, в Великобритании за восемь лет услугой переносимости номеров воспользовались 8% абонентов, в Германии за четыре года — 1%.

"По нашим оценкам, исходя из реалий украинского рынка, количество абонентов, которые будут пользоваться этой услугой, вряд ли превысит 3-5%", — отметили в МТС.

Опыт Запада

Для многих стран технология переносимости номеров уже давно стала привычной. В части стран MNP функционирует как бесплатная услуга. Заявка на смену номера принимается либо в день подачи заявки (США, Канада, Ирландия, Мальта), либо в течение нескольких дней. Наиболее длительный срок смены номера был у Литвы и составлял 28 дней.

"В подавляющем большинстве европейских стран (за исключением Великобритании) предоставление услугиMNP осуществляться после запроса абонента к оператору-реципиенту (Recipient-led porting) в течение нескольких часов", — отметили в life:).

Полный список стран с MNP