Почему табачные компании не рады росту продаж в 2016 году

По итогам 2016 года продажи сигарет на табачном рынке Украины выросли на 2,9% — до 72,7 млрд шт. Это, однако, не говорит о восстановлении рынка: на 2017 год производители прогнозируют очередной спад

Объемы производства и продаж сигарет на украинском рынке достигли своего пика в докризисном 2008 году. Тогда на внутреннем рынке было продано рекордных 121,6 млрд шт. сигарет. Начиная с 2008 года и по 2014 год рынок демонстрировал постоянное падение. В 2010 было продано внутри страны 93,1 млрд шт., в 2014 году — 69,7 млрд шт.

Слабое, но все же восстановление продаж произошло в 2015 году — рынок впервые за семь лет продемонстрировал рост на 1,3% — до 70,6%. По итогам прошлого 2016 года динамика продаж выросла до 2,9% — было продано 72,7 млрд шт.

Казалось бы, табачные компании должны быть рады такому развитию событий — второй год продажи растут, рынок восстанавливается… Однако производители табачной продукции не рады. Почему?

Ценовые войны

По словам Михалиса Александракиса, генерального директора табачной компании "Филип Моррис Украина", рост продаж произошел не за счет восстановления рынка и увеличения потребления табачной продукции, а вследствие ценовых войн.

Он отмечает, что в условиях низкой покупательной способности и постоянного роста акцизов табачные компании пытались нарастить свою долю рынка за счет более низких цен, что втянуло табачный рынок в ценовые войны. Кроме того, из-за низких внутренних цен практически исчезли контрабандные сигареты. По данным компании Nielsen Ukraine, доля нелегальных сигарет на украинском рынке составляет менее 1%.

Цены на сигареты начали снижаться с октября 2015 года и достигли самых низких показателей в марте-апреле 2016 года. К концу 2016 года стоимость сигарет постепенно вернулась к показателям осени 2015 года и продолжает расти.

По словам Александракиса, из-за ценовых войн распределение долей табачных компаний особенно не изменилось, но отрасль в общей получила большие убытки, ведь "отдельные компании продавали сигареты ниже себестоимости".

Повышение цен на сигареты негативно сказалось на объемах продаж в четвертом квартале — рынок сократился на 6,4, до 17 млрд шт.

[graph_971]

Смерть бесфильтровых сигарет

Ценовые войны привели к перераспределению потребления табачной продукции между разными сегментами. Во-первых, резко сократились продажи самых дешевых и бесфильтровых сигарет. Доля бесфильтровых сигарет сократилась больше чем в 3 раза и сейчас на украинском рынке составляет менее 1% (0,6%). Доля сигарет низкого ценового сегмента уменьшилась в 1,3 раза.

По данным "Филип Моррис Украина", больше всего выросли продажи сигарет в сегменте Value — на 7 п.п. (имеются в виду сигареты сегмента "средний минус"). Доли премиального и среднеценового сегментов остались практически неизменными.

Что касается следующего года, то, по оценкам Александракиса, табачный рынок будет падать. Главные причины — все еще низкая покупательная способность и очередной рост акцизов. Напомним, в 2017 году специфическая ставка акциза (рассчитывается на тысячу сигарет) повышается на 40%, адвалорная ставка (процент от стоимости продукции, сейчас 12%) не меняется.

Согласно оценкам Юрия Рылача, начальника отдела по работе с государственными органами "Бритиш Американ Тобакко Украина", в 2017 году можно ожидать рост цены пачки сигарет на 4-5 грн в зависимости от ценового сегмента. Средняя цена пачки вырастет до 23 грн.

Дабы сгладить столь резкий рост цен, табачные компании проводят плавное повышение цен. Стоимость продукции пересматривается каждые несколько недель.

Модный тренд

Украина не стоит в стороне и от мировых трендов ― все большую популярность набирают гаджеты для курения. Тут выделяют два направления. Первое ― это бездымные альтернативные продукты: электронные сигареты, нагревающие и испаряющие жидкость, которую вдыхают и выдыхают в виде пара. Второе направление ― табачные парогенерирующие продукты, которые нагревают табак, а не сжигают его.

"Пока в Украине рынок новейших продуктов слишком молодой, и отследить серьезные тенденции на нем сложно. Его нельзя измерять в количестве сигарет, в миллилитрах жидкостей или табачных капсулах. Его можно измерять только в деньгах. В Украине данных по этому рынку еще слишком мало, а потому оценить его пока нереально", ― считает Александр Когут, директор отдела корпоративных вопросов и коммуникаций "JTI Украина".

По самым грубым подсчетам, доля потребителей, которые переходят на новые гаджеты для курения, пока не превышает 1%.

Согласно данным исследования The global Tobacco Epidemic 2015 Всемирной организации здравоохранения, Украина входит в топ-20 стран мира по уровню употребления сигарет (18 место). За последние восемь лет потребление табачной продукции в Украине серьезно сократилось. Ранее наша страна стабильно входила в топ-10. В последнем отчете ВОЗ Украина даже заняла первое место в мире по росту стоимости сигарет в период между 2008 и 2014 годами (сравнивалась доля ВНП на душу населения, необходимая для покупки 100 пачек сигарет).