Почему украинцы вынуждены летать за границу "за органами"

Почему украинцы вынуждены летать за границу "за органами"
В Украине трансплантология — одно из самых отсталых направлений медицины. Операции по пересадке органов выполняются исключительно в стенах государственных больниц, и то лишь определенного типа и в небольших количествах
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Ежегодно более 5,5 тыс. украинцев требуется операция по пересадке органов, тканей или комплексная трансплантация, об этом пишет издание "Топ-100. Крупнейшие медицинские компании Украины". По данным Министерства здравоохранения Украины, в 2015 году операцию по пересадке почки ждали 2 тыс. украинцев, печени — 1,5 тыс., еще 1 тыс. украинцев ожидали пересадки сердца.

Однако удовлетворить спрос населения на операции по трансплантации органов украинская медицина уже который год не в состоянии. За последние три года в среднем по всей Украине проводилось всего около 120 операций по пересадке органов в год, что составляет всего 2,1% от необходимого количества хирургических вмешательств. В 2015-м их количество возросло на 0,37% — до 136 трансплантаций.

При этом нельзя сказать, что государство жертвует количеством ради качества. Если посмотреть на виды операций, которые были проведены в Украине в период с 2012 года, то сложившаяся картина не радует.

Так, за последние три года в нашей стране не было проведено ни одной операции по пересадке сердца, а первую трансплантацию легких удалось сделать только в 2016 году

Отсутствует в Украине и практика пересадки костного мозга взрослым пациентам, его пересаживают только детям и только от родственников. И вообще трансплантологию в Украине смело можно называть "семейной". "85% операций по пересадке органов в Украине проводятся между родственниками, — акцентируют внимание в Общественном совете при Министерстве здравоохранения. — В год всего 18 трансплантаций проводится от умерших доноров".

Проблема на проблеме

Во многом такая отсталость рынка трансплантологии объясняется существующей на нем государственной монополией. Так, операции по пересадке органов в Украине проводят исключительно государственные больницы, частные клиники за такие сложные операции просто не берутся. Крупнейшими игроками на этом рынке являются Национальный институт хирургии и трансплантологии им. А.А. Шалимова, Институт сердечно-сосудистой хирургии им. А.А. Амосова, Институт глазных болезней и тканевой терапии им. В.П. Филатова, а также Детская специализированная больница "Охматдет‎".

В результате объем рынка трансплантологии по итогам 2015 года составил всего 16,3 млн грн, хотя его потенциал оценивается в 6,6 млрд грн

Главным сдерживающим фактором для развития рынка трансплантологии в стране является морально устаревший Закон "О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку", который был принят в 1999 году. О том, что его необходимо переписать исходя из современных реалий, медицинское сообщество говорит не один год.

И в апреле 2016 года народным депутатам удалось в первом чтении проголосовать за законопроект №2386а-1, который усовершенствует существующий закон. Данный проект документа разрешает трансплантацию органов от умерших граждан Украины исходя из презумпции несогласия. Это означает, что у погибшего или умершего человека можно будет изъять органы только в том случае, если он при жизни дал свое письменное согласие на это. "Если разделить все страны мира исходя из принципа презумпции согласия (любой умерший может стать донором) и несогласия, то последней пользуются 56% всех стран мира. 44% работают в условиях, когда разрешение на пересадку органов от реципиента не требуется, — объясняет заместитель директора Национального института хирургии и трансплантологии им. А.А. Шалимова Руслан Салютин. — В то же время количество выполненных операций по пересадке органов в этих странах практически одинаково".

В новой редакции закона, собственно как и в действующей, частным клиникам не запрещается заниматься трансплантологией — они вправе получить соответствующую лицензию и проводить операции по пересадке органов. Единственная причина, почему сейчас их данное направление не интересует, это высокие риски такого рода операций.

Но куда важнее для развития рынка операций по пересадке органов создать единый орган управления, который будет координировать работу всего направления трансплантологии

Как отмечает Руслан Салютин, после того как в 2011 году вступил в силу Закон "О центральных органах исполнительной власти", Координационный центр трансплантации органов, тканей и клеток, который работал при МОЗ, фактически полностью утратил контроль над организацией и сопровождением трансплантационных вмешательств, так как его работа была раскоординирована. В результате на сегодняшний день в Украине практически отсутствует контроль за количеством операций по пересадке органов, этапами их проведения, а также за работой клиник, которые проводят забор органов у доноров и саму пересадку. Юридически семейная пересадка органов не требует никакого сопровождения. При трупном донорстве для пересадки требуется разрешение родственников умершего.

Нет в Украине и общего реестра пациентов, нуждающихся в пересадке, что является решающим фактором для развития трупной трансплантологии. "По сути, когда появляется, например, сердце от трупного донора, мы не знаем, что оно может подойти какому-то пациенту, так как реестра нет", — сетует директор Национального института хирургии и трансплантологии им. А.А. Шалимова Александр Усенко. И добавляет: даже если произошло чудо и в больнице, которая может провести операцию по пересадке, умер человек, чье сердце или почка подходит ожидающему их пациенту, то украинское законодательство не предусматривает должности транспланткоординатора. "В Украине нет врачей, которые бы фиксировали факт смерти, занимались ее юридическим оформлением, разговаривали бы с родственниками умершего и передавали орган врачу-трансплантологу", — рассказывает Усенко. В новой редакции закона №2386а-1 эту функцию хотят передать врачу-анестезиологу.

Еще одной проблемой является доставка органов доноров для пересадки. В Украине отсутствует понятие "зеленого коридора", и, например, доставить орган из Львова в Киев за час просто невозможно.

И, конечно, не последнее место занимает вопрос финансирования. Как рассказывает Руслан Салютин, из государственного бюджета финансируется только закупка лекарств для постоперационного периода в размере 202 млн грн. Непосредственно услуги трансплантации государством вообще не оплачиваются.

"Все затраты, связанные с забором органов, их транспортировкой и самой операцией по пересадке, в настоящее время не оплачиваются по факту, а финансируются из общей медицинской субвенции, которую получают регионы из госбюджета, — подчеркивает специалист Национального института хирургии и трансплантологии им. А.А. Шалимова. — Зачастую эти субвенции, выделяемые больнице, в которой может проводиться пересадка органов, идут на обычные хирургические операции, поскольку их эффективность куда выше".

Спасение за стеной

На сегодняшний день средняя стоимость одной родственной трансплантации в Украине, по данным Национального института хирургии и трансплантологии им. А.А. Шалимова, составляет 120 тыс. грн.

Однако ввиду того что провести операцию по пересадке органов в Украине практически невозможно, особенно если речь идет о трансплантации сердца или легких, многие украинцы тратят в разы большие суммы на операции за границей. Так, в 2015 году за государственный счет "за новым сердцем" в другие страны выехали 382 украинца.

В прошлом году украинцы заплатили зарубежным трансплантологам около $43 млн

По предварительным данным Общественного совета при МОЗ, в 2015-м общая сумма средств, потраченных гражданами Украины на оплату услуг зарубежных трансплантологов, составила около $43 млн. Чаще всего для проведения операций по пересадке органов наши соотечественники едут в Беларусь, страны ЕС, Израиль и Индию.

Минимальная цена, которую платят пациенты, например, за пересадку почки, достигает $60 тыс., в то время как ее себестоимость не превышает $10 тыс. Трансплантация печени обойдется в $50 тыс. Чтобы заполучить новое сердце, пациенты платят до $1 млн — например, если хотят, чтобы операцию проводили в США. В европейских странах операция обойдется в 500 тыс. евро.

К сожалению, эти суммы для большинства украинцев, нуждающихся в новых органах, остаются неподъемными. И им ничего не остается, как надеяться на развитие трансплантологии в Украине.