Почему "Укрзализныця" снижает грузоперевозки

В 2013 году "Укрзализныця" уменьшила перевозку грузов на 14 млн тонн в сравнении с 2012 годом. Предотвратить 3%-ное падение не смог даже рекордный урожай зерна, на перевозку которого в компании возлагали особые надежды. Что готовит перевозчику 2014 год?

В минувшем году украинская Госадминистрация железнодорожного (ж/д) транспорта ("Укрзализныця") снизила перевозку грузов на 3% по сравнению с 2012 годом. В абсолютном выражении объем перевозок-2013, осуществленных "Укрзализныцей" (УЗ), составил 443,6 млн тонн — это на 13,9 млн тонн меньше, чем годом ранее. Прошлогодний грузооборот компании также показал снижение в сравнении с 2012-м — на 5,6%, до 224,4 млрд тонн/км.

В конце минувшего года в УЗ предполагали, что по итогам всего 2013 года железные дороги страны продемонстрируют рекордный показатель экспортных перевозок за последние 17 лет. Импортные перевозки здесь планировали сохранить на уровне 2012 года, констатируя внушительный спад (на 20% год-к-году) в транзитном сегменте. Внутренние перевозки также подавались в оценочной статистике с падением — примерно на 5% к показателю позапрошлого года. Итоговые показатели-2013, в принципе, укладываются в рамки этих предположений.

Незначительное снижение внутренних перевозок, по декабрьским выкладкам экспертов УЗ, обусловлено преимущественно уменьшением объемов инвестирования в строительную отрасль страны. Как следствие, в секторе проявился спад, повлекший за собой и снижение в сфере перевозок стройматериалов. По данным Госстата, объем строительных работ в Украине в январе-ноябре 2013 года составил 51,43 млрд грн — на 14,6% меньше, чем за аналогичный период позапрошлого года (АППГ). Не лучшим образом на статистику ж/д перевозок внутри страны повлияло и прошлогоднее сокращение объемов нефтепереработки в Украине. В результате за 11 месяцев 2013-го отправка нефти и нефтепродуктов по стране снизилась на 3,6% против АППГ.

Что касается куда более заметного в относительном выражении спада — в транзитном сегменте перевозок (на 18,8%, до 34,03 млн тонн) — то, по словам аналитика Ogilchyn Capital Юрия Беженаря, к этому привело несколько причин. Среди них он называет ухудшение ситуации на конечных рынках транзитных грузов (несоответствие спроса и предложения на внешних рынках по той же металлургической и химической продукции). Кроме того, свою роль играет и создание собственной логистической инфраструктуры в странах, откуда в Украину поступают транзитные грузы.

Последнее верно в случае с Россией, где активно развивают портовую инфраструктуру с переориентацией на нее своих экспортных грузов. По данным российского транспортного портала "АМИ-Медиа", по итогам трех кварталов 2013-го грузооборот портов РФ увеличился на 3% в сравнении с АППГ. Ситуация с недавними еще "торговыми войнами" между Украиной и РФ также негативно сказалась на перевозках наших железнодорожников. Согласно данным госадминистрации, объем ж/д грузоперевозок между Украиной и странами Таможенного союза в январе-ноябре 2013-го сократился на 8,4% в годовом исчислении.

Частичное влияние на спад в украинских ж/д перевозок оказало и замедление темпов роста промышленного производства РФ — основной страны формирования украинского транзита. Как передавали "Новые известия", индекс, отражающий обобщенное состояние предпринимательского поведения РФ, в декабре 2013-го понизился в обрабатывающих производствах с минус 5% до минус 8% по сравнению с декабрем 2012-го.

Аналитик Ogilchyn Capital прогнозирует, что доход УЗ от грузоперевозок за 2013 год составит около 37,6 млрд грн — против 39,51 млрд грн за 2012-й. И отмечает, что рекордный урожай прошлого года (в 2013-м в Украине, по различным оценкам, собрали 63,4–63,7 млн тонн зерновых) окажет позитивное влияние на финансовые показатели госадминистрации уже в следующем году. В самой "Укрзализныце" говорят: хотя урожай-2013 и не вытянул грузооборот до уровня-2012, но благодаря ему удалось существенно сократить отставание экспортных перевозок зерновых от показателей позапрошлого года. Так, если за шесть месяцев 2013 года отставание по ж/д перевозкам этих грузов составляло 28,9%, то за 11 месяцев — 6,4%.

Объем перевозок зерна и продуктов перемола железнодорожным транспортом в январе-ноябре 2013 года составил 19 млн тонн по сравнению с 20,6 млн тонн в АППГ.

"Важно как собрать урожай, так и выгодно его продать. Из-за низких цен на рынке зерна многие аграрии решили повременить с продажей продукции и дождаться повышения расценок", — отмечает Беженарь. Учитывая это обстоятельство, указывает эксперт, в 2014 году объем грузоперевозок по железным дорогам страны будет возрастать, в первую очередь, по зерновым грузам. Сами железнодорожники ожидают от нынешнего года общего увеличения уровня своих грузоперевозок в пределах 1%.