Получат ли иностранные руководители госпредприятий доступ к гостайне

В последнее время все громче звучат голоса противников назначений иностранцев руководителями украинских госпредприятий. Их главный аргумент — экспаты не получат доступа к гостайне, а значит не смогут полноценно руководить компанией. Так ли это, Delo.UA спросило у юристов
Евгения Галамасюк,
юрист ЮФ "Василь Кисиль и Партнеры"

В Украине, как и в любой цивилизованной стране, информация и данные государственного и стратегического значения тщательно охраняются законом. Основными нормативными документами, регулирующими охрану и доступ к государственной тайне, являются Конституция Украины, Закон Украины "О государственной тайне", Закон Украины "О доступе к публичной информации" и ряд указов Президента Украины.

Закон "О государственной тайне" (далее "Закон") определяет предмет регулирования — государственную тайну — как тайную информацию и данные в оборонной сфере, экономике, науке и технике, в вопросах внешних отношений государства, госбезопасности и охраны правопорядка. Ключевой характеристикой информации, классифицированной как государственная тайна, является то, что ее разглашение может причинить ущерб национальной безопасности Украины.

Важный аспект охраны государственной тайны — это предоставление доступа к ней физическим лицам и предприятиям. Согласно общему правилу, доступ к государственной тайне (любого уровня секретности) предоставляется в разрешительном порядке при наличии веских оснований и соответствии запрашивающего лица установленным критериям. Такими критериями являются возраст: с 18, в редких случаях с 16 лет; наличие гражданства Украины у лица, запрашивающего доступ; целевая обоснованность запроса о доступе.

На протяжении нескольких последних лет вопрос о предоставлении доступа к государственной тайне Украины гражданам других государств стал особо актуален. Пусть фраза "доступ иностранца к государственной тайне" звучит как оксюморон, в реалиях Украины это норма. Следовательно, назрел логичный вопрос: можно ли зарубежному управленцу или специалисту предоставить доступ к информации со статусом государственной тайны, существует ли такая процедура?

Закон гласит, что иностранцам и лицам без гражданства (далее вместе "иностранцы") доступ к государственной тайне предоставляется в исключительных случаях, а именно:

  1. при наличии действующего международного соглашения Украины, которым предусмотрено право доступа;
  2. на основании письменного распоряжения Президента Украины.

Для лиц, которые прибывают в Украину для того, чтобы возглавить государственные предприятия, стать советниками, экспертами при профильных комитетах законодательной и исполнительной власти, предусмотрена вторая опция — персональное разрешение Президента Украины.

Процедура получения доступа к государственной тайне иностранцем детально прописана в Указе Президента № 621/2006 от 17.07.2006 года (далее "Указ").

Пункт третий Указа предопределяет, что доступ может быть предоставлен иностранцам, только если они обладают специальными знаниями или навыками для выполнения работ, связанных с государственной тайной, либо существуют исключительные объективные основания для предоставления такого доступа, при условии, что упомянутые иностранцы взяли на себя письменное обязательство о сохранении государственной тайны, к которой им предоставляется доступ.

Порядок получения иностранцем доступа к секретной информации предполагает последовательность таких действий:

  1. Иностранец не может сам лично подать запрос на получение доступа к гостайне. У него должна быть ходатайствующая сторона. В зависимости от вовлечения иностранного гражданина в работу государственных органов или государственного предприятия, ходатайствующая сторона в лице руководителя вносит предложение о целесообразности предоставления такого доступа напрямую Службе безопасности Украины (СБУ) или через подведомственное министерство. Если же иностранец является сотрудником предприятия из частного сектора, которое чаще всего является подрядной организацией, выполняющей работы по заказу госпредприятия или госоргана, подрядчик подает соответствующее прошение своему заказчику (госпредприятию или госоргану), который, в свою очередь, уже может обратиться в СБУ. Таким образом, первой незаинтересованной инстанцией в процедуре предоставления доступа к гостайне иностранцу является СБУ, и именно туда стекаются все первичные запросы, ходатайства и предложения.
  2. Далее, СБУ совместно с заинтересованными лицами (ходатайствующей стороной) рассматривает полученное предложение и в случае положительного решения передает запрос в Совет национальной безопасности и обороны Украины (далее "Совбез").
  3. Совбез, в свою очередь, повторно тщательно изучает переданные СБУ материалы, взвешивает целесообразность предоставления доступа в соотношении с целями государственной безопасности. В случае положительного решения Совбез выносит на рассмотрение Президентом Украины предложение о выдаче индивидуального распоряжения о предоставлении доступа к гостайне иностранному гражданину.
  4. Президент Украины подписывает соответствующее распоряжение. К этому моменту все проверки уже проведены СБУ и Совбезом, так что роль Президента весьма формальная — подписать документ.
  5. Далее, во исполнение распоряжения Президента Украины СБУ выдает ходатайствующей стороне разрешение на предоставление доступа к гостайне иностранному гражданину.
  6. Ходатайствующая сторона в лице руководителя издает приказ или письменное распоряжение о предоставлении иностранцу доступа к определенной секретной информации.

Формальные сроки для получения доступа к гостайне иностранцем законом не установлены, поэтому роль может сыграть как человеческий фактор, так и срочность привлечения иностранца, его статус.

Важно отметить, что доступ к гостайне может быть также аннулирован, и эта процедура гораздо проще и быстрее. Непосредственный руководитель издает приказ об аннулировании или ограничении доступа к секретной информации и уведомляет об этом СБУ.

Таким образом, система сохранности стратегической информации в Украине весьма сложная и, надеемся, действенная. Навыки хранить секреты — одно из немногочисленных позитивных наследий нашей страны. При этом Украина приняла решение перенимать лучший опыт стран, имевших аналогичные с нашими проблемы и трудности. Мы стремимся внедрить те механизмы работы, службы и взаимодействия, которые вывели из кризиса Грузию, Польшу, Литву. Логично, что иностранные эксперты, прошедшие путь реабилитации страны, смогут сослужить хорошую службу на благо Украины. Логично, что эти эксперты будут приобщены к глобальным, стратегическим процессам в стране для того, чтобы их улучшить или изменить. Следовательно, неизбежен тот факт, что граждане иностранных государств для реализации своих задач в Украине должны быть допущены к секретной информации государственного значения каждый по своему профилю. Иначе топ-менеджеру экспату невозможно будет выполнять свои обязанности и нивелируется смысл его назначения на должность.

Станислав Скрипник,
исполнительный партнер ЮФ "Лавринович и Партнеры"

Государственная тайна — это вид тайной информации, которая касается ведомостей и данных в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений страны, государственной безопасности и охраны правопорядка, разглашение которых может причинить ущерб национальной безопасности Украины.

Поэтому, если говорить, например, об "Укрзализныце", то государственной тайной, известной ее руководству, может быть информация в сфере обороны (например, мобилизационное развертывание войск и их перевозка), в сфере экономики, науки и техники (мобилизационные планы, поставка стратегических видов сырья и материалов, поставки ценностей госматрезерва), глобально — использование железнодорожного транспорта и инфраструктуры в интересах обеспечения безопасности страны.

В связи с этим право гражданина на доступ к секретной информации оформляется соответствующим допуском в зависимости от уровня секретности (всего 3 формы допуска).

По процедуре допуск к государственной тайне дееспособным гражданам Украины от 18 лет, которые нуждаются в нем в связи с условиями своей служебной, производственной, научной либо научно-технической деятельности или учебы, предоставляется Службой безопасности Украины после проведения их проверки.

Предоставление допуска в т.ч. предусматривает:

  • определение необходимости работы гражданина с секретной информацией;
  • письменное обязательство гражданина о сохранении доверенной ему государственной тайны;
  • получение в письменном виде согласия гражданина на предусмотренные законом ограничения прав в связи с его допуском к гостайне;
  • ознакомление гражданина с мерами ответственности за нарушение законодательства о гостайне.

При наличии установленных вышеуказанным Законом обстоятельств, в допуске может быть отказано, в частности, при установлении факта содействия гражданином деятельности иностранного государства, иностранной организации или их представителей, отдельных иностранцев или лиц без гражданства, что наносит ущерб интересам нацбезопасности. Факт участия в деятельности запрещенных политических партий или общественных организаций также есть основанием в отказе предоставления допуска.

Еще одним из оснований в отказе является постоянное проживание гражданина за рубежом или оформление им документов на выезд для постоянного проживания за рубеж.

Поэтому, можно резюмировать, что получение доступа к государственной тайне регламентировано исключительно для граждан Украины, при этом их контакты с иностранными государствами или субъектами, а также проживание за рубежом (с сохранением украинского гражданства) могут быть основаниями для отказа.

В то же время ст. 27 ЗУ "О государственной тайне" предусмотрено, что иностранцам и лицам без гражданства доступ к государственной тайне может быть предоставлен в исключительных случаях на основании международных договоров Украины, согласие на обязательность которых дана Верховным советом Украины, или письменного распоряжения Президента Украины с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности Украины на основании предложений РНБО.

Кроме того, не следует забывать и об ограничениях прав, которые могут быть применены в отношении лиц, получивших доступ к государственной тайне. Например, гражданин, которому был предоставлен допуск к гостайне согласно процедуре, и который реально был с ней ознакомлен, может быть ограничен в праве выезда на постоянное место жительства в иностранное государство до момента рассекречивания соответствующей информации (но не более чем на 5 лет с момента прекращения деятельности, связанной с гостайной).