Позади планеты всей: Почему в Украине так мало электромобилей

Компания "Торговый дом-НИКО" открыла свою вторую заправку для электромобилей в Киеве. Хотя это уже не первый подобный объект в столице, Украина по-прежнему "тормозит" в вопросе популяризации "чистых" авто
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Компания "Торговый дом-НИКО", официальный импортер Mitsubishi Motors в Украине, на территории дилерского центра "НИКО Украина" установила двузарядную станцию для электромобилей.

"Эта зарядная станция не только для наших автомобилей. Станция доступна для любого электромобиля либо Plug-in гибрида. На данный момент зарядная установка открывается с помощью RFID карты, но в ближайшее время мы пропишем некоторые технические моменты, и она будет открываться от звонка с мобильного телефона", — рассказал заместитель директора по продажам компании "Торговый дом-НИКО" Сергей Байдачный.

На заправке с двух сторон есть два разъема для розетки, и, соответственно, есть два варианта зарядки: с силой тока на 10А и 16А. Максимальный порог — 16А. Соответственно время зарядки составляет 8 и 6 часов.

Генеральный директор "Энсто Украина" Сергей Запаский, отвечая на вопрос журналистов о стоимости такой станции, отметил, что цена такой станции составляет около $1,5 тыс. Сергей Байдачный добавил, что почти столько же нужно потратить на установку заправки для электромобиля.

"Зеленый свет"?

В мире становится все больше покупателей электромобилей. Согласно данным управляющего партнера инвестиционно-консалтинговой группы "Астарта-Танит" Кирилла Криволапа, к 2020 году количество электромобилей превысит 24 млн единиц, а ежегодные продажи составят 7 млн единиц.

"На сегодняшний день в мире насчитывается более 500 тыс. электромобилей, но рынок ежегодно удваивается. В среднем темп роста составляет около 70%. Основные рынки — США, Япония. В Европе — Франция, Норвегия и Эстония. Самый высокий процент проникновения в Норвегии — 5,6% продаж новых авто в Норвегии приходится на электромобили, в Эстонии чуть меньше — 5,3%", — говорит Криволап.

Сейчас в мире 1% рынка занимают электромобили. По данным "Астарта-Танит", к 2020 году на отдельных рынках доля электромобилей будет порядка 10% и электромобиль будет зачастую покупаться как второй автомобиль. К 2030 году 90% продаж новых авто будут электромобили и гибриды. ДВС остается в том сегменте, где нужна высокая мощность, это большие машины, грузовики, тяжелое оборудование. К 2040 году доля различных электромобилей достигнет 75%, к 2050 году — 90%.

Позитивным моментом для мирового рынка экологических авто Криволап считает удешевление стоимости батареи, которая составляет более 50% стоимости автомобиля, в 2 раза. И если в 2014 году стоимость аккумуляторной батареи составляет $16,7 тыс. (в 2009 году — $33,3 тыс.), то уже в 2030 году эксперт прогнозирует падение до отметки $3,33 тыс.

Кроме того, электрокар имеет ряд плюсов. По подсчетам экспертов, владение электромобилей экономит водителю от 3 до 8 грн на 100 км. Плюсами можно считать низкий центр тяжести, легкую управляемость авто, низкий уровень шума, вместительность и, собственно, использование более дешевого источника энергии, производимого внутри страны. "Даже 10% электромобилей позволят существенно сократить импорт нефтепродуктов из-за рубежа (1,6 млрд грн в месяц) и улучшить торговый баланс страны", — резюмирует Криволап.

Киев не в тренде

Открытие зарядной станции в Киеве смело можно считать позитивным шагом в сторону популяризации в Украине электромобилей. И хотя эксперты в один голос твердят, что уже через пару десятков лет в мире экомашины заполонят улицы, Украина значительно отстает от мировых тенденций.

В 2013 году доля электромобилей на украинском авторынке составила 0,01% (бензин — 71%, дизель — 24%, бензин/гибрид — 0,27% и газ — 5%), ситуация в 2014 году переменилась в лучшую сторону, но "бума" нет: за 7 месяцев текущего года электрокары заняли 0,02% всех продаж. По данным "Укравтопрома", всего за семь месяцев текущего года на украинском рынке зарегистрировано 64,61 тыс. первичных продаж новых легковых автомобилей, а значит, что электрокаров было продано 13 авто.

Почему же в Украине нет таких объемов продаж при всех существующих плюсах электромобиля? Сергей Байдачный отмечает, что вся проблема кроется в отсутствии государственной поддержки.

"Если мы возьмем европейские страны, то они серьезно поддерживают развитие отрасли. К примеру, в Европе компенсация при покупке электромобиля может достигать 9 тыс. евро, преференции по дорожному налогу до 100%. В добавок, есть ряд приятных моментов, таких как отсутствие платы за парковку в центре города и за проезд по платным дорогам, право ездить по полосе для общественного транспорта", — говорит Байдачный.

Даже в России созданы благоприятные условия для развития рынка электромобилей — в 2014 году была отменена ввозная пошлина в 19%. Вместе с тем, в Москве действует 130 зарядных станций, из них — 14 быстрой зарядки.

В Киеве же на сегодня около 7-8 заправок для электромобилей. По словам представителя компании "Энсто Украина" Вячеслава Шевнина, точных данных о количестве заправок нет, потому что эту продукцию официально предлагают в Украине несколько производителей; кроме этого есть несколько заправок, купленных за границей. "Зарядных станций "Энсто Украина" в Киеве установлено три, мы были первыми, кто установил зарядку — в 2012 году", — говорит Шевнин.

Но "официальные" заправки — не единственные в столице. По данным директора завода "Титан" Александра Туза, в Киеве также действует более 40 частных заправок (одна из них возле самого завода "Титан"). По словам Туза, такая установка (розетка плюс преобразователь) имеет силу тока 32А и способна заряжать автомобиль за чуть более чем за час. Себестоимость такой зарядки составляет около 830 евро. Сообщить адреса дислокации "частников" директор завода "Титан" не смог, но предварительно пообещал Delo.UA через несколько недель провести экскурсию по таким заправочным станциям и наглядно показать, как они действуют.

Следует уточнить, что существует и другой тип зарядки — быстрая зарядка, которая позволяет за 30 минут зарядить 80% батареи. "Это большая трансформаторная будка с кучей электроники, которая должна контролировать подачу этого тока в автомобиль. Почему 30 минут? Потому как больше батарея может не выдержать", — указывает Байдачный.

Но для зарядки авто до 30 минут необходима ультрабыстрая зарядная станция мощностью 50 кВт, 120А постоянного тока. Пока в Киеве официально никто не говорил об установке таких зарядных станций и многих производителей в ассортименте этих зарядок нет.

"У Ensto такие станции есть (например Ensto Chago Power 50kWt, 120ADC), но в Украине их еще не устанавливали. На сегодня в Киеве установлены зарядные станции с силой тока 32А, переменного напряжения. Такие станции способны заряжать авто до 4 часов", — заявил Шевнин.

Глава компании Elmob, которая занимается переоборудованием и продажей электромобилей, Захар Пашун, отвечая на вопрос Delo.UA о "быстрых зарядках", сообщил, что подобное оборудование в Украине уже есть, но подобные зарядки пока только у частных лиц. "Через полтора месяца в Украине официально начнутся продажи розеток с силой тока в 40А. Такие розетки смогут заряжать автомобиль за полтора часа, их стоимость будет составлять около $300. Так что нужно подождать", — обнадеживает он.

Что день грядущий…

Ни один из экспертов не берется делать прогноз, сколько электрокаров будет продано в текущем году или, смотря в дальнюю перспективу, в 2020 году. Не берутся делать прогнозы эксперты и относительно заправок. "Будем продавать столько, сколько нужно", — говорят и в "Торговый дом-НИКО", и в "Энсто Украина".

Проблема "без заправки нет электромобилей, а без электромобилей нет заправки" остается, как и ожидание от государства каких-либо решений для популяризации электрокаров в нашей стране. До теперешнего времени электрокар позиционируется в стране как автомобиль, предназначенный для городских перевозок, а доехать, к примеру, от Киева до Одессы на нем будет сложно из-за отсутствующей сети заправок.

Пока чуть ни единственным весомым шагом "в будущее" стал законопроект № 4205 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно стимулирования роста спроса на экологические виды транспорта и снижения энергетической зависимости Украины)", который предлагает освободить от налогообложения до 2018 года ввоз в Украину электромобилей. Но и этот шаг пока реально не сделан.