- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Пожарным буксиром в порту "Южный" назначили непригодный "Витязь": ждем локальный Бейрут?
В порту "Южный", где под открытым небом лежит 10 тысяч тонн аммиачной селитры, назревает грандиозный скандал. 8 сентября руководитель Южненского филиала Администрации морских портов Украины Максим Широков подписал разрешение на работу по обеспечению пожарной безопасности в порту для буксира "Витязь", который в августе был признан непригодным для выполнения работ профильной комиссией. Итог решения чиновника — от вероятного пожара "Южный", где складирована селитра и расположены причалы опаснейшего предприятия Одесский припортовый завод, спасать некому.
"Витязь" в порт завела компания Аксон Шиппинг — завсегдатай журналистских расследований. Эта компания аффилирована с семьей Назаренко, сыном и отцом. Назаренко-старший до недавнего времени был руководителем ОПЗ, а теперь пытается оказывать бывшему работодателю услуги по буксированию.
"Витязь" за бесценок взяли в аренду у государственного порта Усть-Дунайский, где он эксплуатировался 30 лет. Портовики говорят, что даже визуально буксир явно непригоден для обычной швартовки, а тем более для обеспечения пожарной безопасности.
Свидетельствуют об этом и выводы комиссии Администрации Морских Портов Украины. В официальном отчете отмечено, что на судне выявлены грубейшие нарушения, которые касаются как непосредственно навыков экипажа, так и технического состояния буксира. Кроме того, комиссия установила, что мощность "Витязя" — всего лишь 2500 лс, в то время как минимальная мощность для обслуживания газовозов и химовозов должна быть 3800 лс.
Также результаты практического тестирования систем противопожарной защиты показали неудовлетворительные результаты, что может привести к трагедии на буксире в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
"Экипаж судна не знает характеристик и не умеет пользоваться индивидуальными дыхательными аппаратами со сжатым воздухом (АСВ). Система водяного орошения в нерабочем состоянии. Отсутствует система регенерации воздуха и избыточного давления, которая не обеспечивает безопасную работу экипажа во время обслуживания судов (газовозов) при возникновении чрезвычайной ситуации", — говорится в акте проверки буксира.
Кроме того, на буксире не работают единая судовая навигационная радиолокационная станция "DEССA" и судовой приемник навигационных и метеорологических предупреждений и прогнозов NAVTEX. На палубе, гидравлических насосах и в поддонах гидроцилиндров обнаружены протекания. Также отсутствует буксирная лебедка и металлический трос.
Комиссия в ходе проверки установила, что экипаж, включая капитана, не владеет элементарными навыками при объявлении тревоги ("Человек за бортом", "Общесудовая тревога" и так далее), не знают характеристик судна и практически не ведут судовой журнал.
По итогу проверки "Витязя" комиссия не рекомендовала его к использованию для обслуживания газовозов и химовозов.
"Учитывая выявленные недостатки организационного и технического характера, комиссия считает, что предложенный к проверке буксир "Витязь" (ИМО 8724121), НЕЛЬЗЯ рекомендовать к использованию в качестве буксира безопасности (обеспечение) на период стоянки судов — газовозов, химовозов у причалов №№ 3, 4 администрации МП "Южный", — резюмировали члены комиссии.
Однако 8 сентября начальник Администрации порта "Южный" Максим Широков все же подписал документ, который дает разрешение на работу "Витязю". Документом указано "определить с даты подписания этого распоряжения буксир "Витязь" (ИМО 8724121) ООО "Аксон Шипинг" судном безопасности (обеспечения) безопасной стоянки судов-газовозов и химовозов возле причалов №3,4 АМП "Южный".
Как же можно сопоставить эти факты? И почему начальник Администрации порта "Южный" действует вопреки здравому смыслу, логике, и выводам двух комиссий?
Дело в том, что вокруг украинских портов давно разгорается целый скандал, связанный с так называемым "теневым" кабинетом, который СМИ связывают с Юрием Киселем, председателем Комитета Верховной Рады по вопросам транспорта и инфраструктуры, и Борисом Козырем, народным депутатом Верховной Рады прошлого созыва, а также бывшим (2013-2014) помощником министра инфраструктуры.
Как пишет издание "Зеркало недели", в частности фирмы-прокладки, связанные с Юрием Киселем и Борисом Козырем, привели для работы и в Черноморском порту российские буксиры. "С этой целью якобы Козырь звонит должностным лицам порта и АМПУ, выбивая аренду государственных буксиров, а Назаренко пытается вернуться к управлению ОПЗ в качестве советника новоназначенного директора", — пишет издание.
Под внимание группы вышеуказанных лиц попал и порт "Южный", куда был "приставлен" буксир "Витязь". Юрий Кисель, указывают СМИ, в силу своей должности в этой группе работает как тяговая сила, придающая схеме авторитет, а ключевую исполнительную работу выполняет Борис Козырь. Локально же в порту "Южный", "кабинету" помогает Максим Широков.
Морская инфраструктура — чрезвычайно рентабельный бизнес, правда, требующий и существенных инвестиций. Тут все еще остается значительная часть государственного управления, именно поэтому некоторые чиновники регулярно направляют свой взор именно на море. Административный ресурс позволяет влиять на руководителей в портах и заводить сюда свой бизнес без наличия активов, опыта работы и деловой репутации.
В первую очередь, это относится к услугам буксировки. Буксиры сопровождают каждое судно, заходящее в любой порт, при подходе и при отходе. Обычно работу выполняет 2-4 буксира, и занимает она несколько часов, каждый из которых оплачивается судовладельцем.
Буксиры нужны судам для того, чтобы обеспечить им безопасное движение по нешироким и имеющим локальные особенности акваториям портов, а также чтобы эту безопасность гарантировать другим судам и имуществу порта.
Порт "Южный" особенный не только тем, что тут лежат 10 тысяч тонн селитры, но еще и тем, что тут расположены причалы Одесского припортового завода, предприятия повышенной пожарной безопасности.
Так вот, именно в "Южный" чиновники завели буксир "Витязь". Ни один здравомыслящий специалист, несущий ответственность за безопасность стратегического предприятия, не будет допускать к пожарной безопасности очевидно непригодное для этого техническое средство. Но Максим Широков допустил.
К слову, еще один любопытный факт о Максиме Широкове. Его должность, согласно законодательству, предполагает доступ к гостайне. Порт — стратегический объект, где, в том числе, сконцентрированы и вопросы защиты границ государства. Максим Широков, повторно назначенный на должность начальника Южненского филиала АМПУ в конце 2019 года, такого доступа не имеет — как минимум по состоянию на август 2020 года. Причины такого решения — не публичны, по очевидным причинам. Тем не менее чиновник занимает указанную должность, несмотря на несоответствие должностным инструкциям.
Позиция министра инфраструктуры Владислава Криклия ни по одному из этих вопросов не понятна. Он молчит. Вопрос безопасности близлежащих населенных пунктов остается самым острым и требующим немедленного вмешательства.