Предприниматели оценили выгоды социальной ответственности

Что мешает развивать корпоративную социальную ответственность (КСО) в сфере малого и среднего бизнеса

ли малый и средний бизнес необходимым становиться социально ответственным и как он думает это делать? Что украинские предприниматели видят выгодным в КСО, а что, напротив, абсолютно бесполезным? Готовы ли они инвестировать в корпоративную ответственность? Ответы на эти вопросы дало исследование организации ООН по промышленному развитию (UNIDO, Австрия), а провел опрос Центр развития корпоративной социальной ответственности.

Участниками исследования стали руководители 104 предприятий из 13 различных отраслей всех регионов Украины. Опрос был проведен перед запуском большого проекта UNIDO — созданем региональной сети по корпоративной социальной ответственности в странах Центральной, Южной и Восточной Европы. Подобное исследование было проведено в Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговине.

Ответы четко показали: в компаниях среднего и малого бизнеса практики социальной ответственности почти не развиты.

Тем полезнее оказалось экспертам по КСО понять перекосы в этой области, чтобы решить, какой опыт демонстрировать и в чем убеждать украинских мелких и средних бизнесменов. Тех, кто спокойно может приписать к сфере КСО небольшие подарки для чиновников, которые занимаются компанией. Симптоматично, что эти пресловутые подарки посчитали частью социальной ответственности пятая часть опрошенных. И тут же большая часть респондентов — 88% — заявили, что одной из важнейших задач КСО для них являются антикоррупционные меры.

Правда, таких парадоксов оказалось немного. Большинство ответов были все-таки предсказуемы. Например, приоритетными задачами КСО представители малого и среднего бизнеса единогласно назвали улучшение условий труда для работников — 96%. На второе место они по-ставили обучение сотрудников — 92%. Также в важные задачи попало создание условий для работы людей с особыми потребностями — 89%. Кроме того, подавляющее большинство считает, что если уж заниматься КСО, то проводить совершенствование мотивационных систем (89%) и развивать систему поощрений (86%).

А вот с тем, что важно уменьшать рабочие часы до минимума, согласно меньшинство — лишь 22,7% опрошенных. Свободное время еще не имеет должного веса в системе ценностей украинцев. Меньше половины опрошенных относят к практикам КСО меры по назначению женщин на руководящие должности (48%), обеспечение работников бесплатными обедами (46,4%), наем персонала из числа национальных меньшинств (43,3%), внедрение анонимных механизмов подачи жалоб для персонала (30,6%).

Если говорить о том, какие направления КСО считаются в этой среде приоритетом, то большинство (82,5%) сошлись во мнении, что условием социальной ответственности должно быть соблюдение законодательства о труде и охране окружающей среды. А к барьерам, которые сдерживают внедрение КСО-программ, малый и средний бизнес почти единогласно отнес дефицит средств.

Эта причина тесно связана с проблемами законодательной неурегулированности и отсутствия законодательного поощрения ответственной деятельности предприятий. При этом наименее важным для КСО представители малого и среднего бизнеса считают заключение коллективного договора (3,4%), нефинансовую отчетность (3,5%), неиспользование труда детей (3,6%) и существование профсоюза (4%). Причем к профсоюзам, как показал опрос, у малого и среднего бизнеса вообще прохладное отношение. Так, 60% респондентов высказались негативно о перспективах создания профсоюзов на их предприятиях. Хотя ничего странного в этом нет. Ведь только 20% опрошенных отметили, что профсоюз у них действительно работает, а не числится.

Из реальных практик КСО самым популярным оказался блок мероприятий, направленный на отношения с сотрудниками. Меры по обеспечению безопасных условий труда, создание учебного или медицинского центра, различные мотивационные программы, турниры для работников и руководства, организация семейного отдыха были оценены наиболее высоко. Соответственно, от этих мероприятий прежде всего и ожидают отдачи — таких выгод, как улучшение дисциплины и уменьшение текучести кадров; повышение производительности труда и ответственности работников. Отметили опрошенные выгоды от КСО и в вопросах повышения качества продукции, а значит, и повышения лояльности потребителей. А также в улучшении отношений с общиной, росте доверия со стороны местных властей. И только три эксперта выразили мнение о том, что внедрение КСО не сулит никаких выгод.

Интересно, что почти не было ответов на вопрос о том, заинтересованы ли партнеры — крупные компании — в развитии КСО на мелких и средних предприятиях, с которыми сотрудничают. А это говорит о том, что крупные национальные и зарубежные компании не проявляют инициативы в продвижении КСО-практик в среду мелкого и среднего бизнеса, резюмировали эксперты.

Что же касается инвестирования в продвижение практики самими предпринимателями, то 75% из них готовы привлечь консультантов по КСО, но только если их услуги будут бесплатными. И лишь 21% опрошенных готовы заплатить профессионалам.


 В 2007 году на 10 тыс. человек населения в Украине приходилось по 82 средних и малых предприятия. В странах Центральной и Восточной Европы этот показатель — в пять раз выше.


5-7% ВВП создают в Украине предприятия малого и среднего бизнеса. В странах ЕС — 40-67% ВВП.

НА ЧТО ПОЛОЖИТЕЛЬНО ВЛИЯЕТ КСО (% ОПРОШЕННЫХ)

Репутация фирмы

93,6 %

Уровень информированности о бренде

86,2 %

Отношения с властями

85,5%

Качество

85,3%

Конкурентоспособность

83,3%

Инновации

83%

Удовлетворенность покупателей

81,7%

Производительность

80,4%

Продажи

80,2 %

Отношения с инвесторами

78,9%

Доходы

77,7%

Доступ к рынку

71,3%

Доля на рынке

68,4%

Экспорт

68,1%

Управление рисками

67.8%

Текучесть рабочей силы

64,9%

Предоставление кредитов

63,1%

Уровень прогулов

55,2%