Рада сделала первый шаг к приватизации "Укрзализныци"

В парламенте приняли закон, разрешающий акционировать "Укрзализныцю". Таким образом власти намерены модернизировать железную дорогу. При этом обещают, что все акции будут оставаться в госсобственности, а также будут создаваться СП с другими компаниями

Верховная Рада Украины приняла во втором повторном и как закон правительственный законопроект № 9337 от 24 октября 2011 г. об особенностях образования государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования. За соответствующий законопроект проголосовали 232 народных депутата из минимально необходимых 226.

Акционирование и реформа позволят сделать структуру железнодорожного транспорта более прозрачной, повысить качество корпоративного управления и эффективность принятия решений. В результате, смена формы собственности позволит ускорить реализацию собственных инвестиционных программ УЖД и привлекать финансирование на модернизацию инфраструктуры. Компания также сможет привлекать внешних инвесторов и создавать совместные предприятия. В частности УЖД сможет привлечь финансирование, которое Европейский Союз направляет на структурные реформы в Украине.

Стратегия реформирования железнодорожного транспорта была принята еще в 2006 г. с целью превратить компанию в акционерное общество, принадлежащее государству. Создание такого акционерного общества и реформирование УЖД соответствуют международной практике, а также — требованиям международных организаций и Европейского Союза.

Кроме того, закон определяет, что создание, реорганизация и ликвидация общества осуществляются по решению Кабинета министров Украины и не требует предварительного разрешения Антимонопольного комитета Украины.

Общество создается как публичное акционерное общество, 100% акций которого закрепляются в государственной собственности, на базе Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины, предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта общего пользования, которые реорганизовываются путем слияния.

В уставной капитал создаваемой компании вносится имущество железнодорожного транспорта общего пользования, 100% акций предприятий по ремонту подвижного состава, право пользования земельными участками "Укрзализныци", магистральные железнодорожные линии, станции, энергоподстанции и другое профильное имущество.

Закон запрещает отчуждения акций создаваемой компании: "В госсобственности находятся 100% акций общества, которые запрещено отчуждать, передавать в управление, залог".

Планируется, что закон вступит в силу со дня опубликования.

Напомним, Рада отправила соответствующий законопроект на повторное второе чтение 13 января 2012 г. Перед этим законопроект не был проголосован из-за многочисленных поправок от народных депутатов Юрия Кармазина (НУНС), Игоря Рыбакова, Владимира Каплиенко и Валерия Камчатного (все — группа "Реформы ради будущего").

Абсолютное большинство этих поправок не были поддержаны парламентом. В первом чтении и за основу законопроекты были приняты 9 декабря.