Коммунальное кино

Недавно городские власти Киева обратили внимание на кинотеатры, которые используются не по назначению («Довженко» национализируют», «ДЕЛО» №17 (17)). Но по поводу того, кому должны принадлежать киевские кинотеатры, есть разные точки зрения.

Руководитель могилянского киноклуба, кинокритик Ольга Брюховецкая, говорит, что развал украинского кинопроката начался как раз с передачи киевских кинотеатров в собственность ЖЭКов. По ее мнению, сегодня проблема состоит не в том, нужно или не нужно возвращать кинотеатры в коммунальную собственность города, а в том, зачем это нужно делать. Коммунальные кинотеатры должны отличаться от коммерческих своими ценами и репертуаром. «Даже при наличии более эффективных форм развития кинотеатров в Украине обязательно должны существовать несколько коммунальных кинотеатров, таких как музеи кино «Синематека» в Париже, «Вавилон» в Берлине, «Иллюзион» в Москве, - считает Ольга. - У нас доминируют прокатные кинотеатры, которые знакомят зрителей только с новинками рынка, в то время как музеи кино дают возможность показа альтернативного кино и демонстрируют старые, давно полюбившиеся всем киноленты. Безусловно, разница в ценах на билеты должна быть ощутимой».

Владимир Войтенко, главный редактор журнала «Кино-Коло», считает, что прокатная политика кинотеатра отнюдь не зависит от того, кому он принадлежит – государству или частному лицу. «Если кинотеатры вернуть в коммунальную собственность, это совсем не означает, что автоматически в них начнут демонстрировать классические киноленты. Ведь по закону они даже не имеют на это права, поскольку после распада Советского Союза все права на прокат даже украинских фильмов остались у нашего ближайшего соседа. Главная причина упадка как кинопроизводства, так и кинопроката заключается в отсутствии действенных органов управления киноиндустрией в Украине. Кинотеатры, безусловно, нужно сдавать в аренду, потому что никакая коммунальная собственность не в состоянии их содержать на достойном уровне».

«Суровые годы проходят…»

Процесс «перевоплощения» кинотеатров начался в 80-х, когда расцвел рынок подпольных видеосалонов, предлагавших широкий репертуар на видеокассетах. На больших экранах фильмы крутили очень редко, а состояние самих храмов киноискусства оставляло желать лучшего. Вот и превратились они в магазины, сэконд-хэнды, автосалоны, ночные клубы и дискотеки. Аренда огромных площадей кинозалов на многие годы стала основным доходом кинотеатров.

Только за последнее время было продано или передано в аренду частным структурам 184 действующих городских кинотеатра, в частности в Луганской области – 22 из 38, в Херсонской – 12 из 38, в Сумской – 21 из 32, во Львове – 22 из 28. Таким образом, если в 1999 году численность городских кинотеатров составляла 580, то в прошлом году их было уже 453. Кинозалов и киноустановок в сельской местности в 1999 году было более шести тысяч, а в 2005 – только три тысячи.

Шесть кинотеатров арендовать запрещено

Еще летом Киевский горсовет запретил передавать в аренду кинотеатры «Братислава», «Имени Юрия Гагарина», «Киевская Русь», «Жовтень», «Флоренция», «Имени Шевченко». Депутаты считают, что столица Украины заинтересована в том, чтобы владеть комплексами кинотеатров и, соответственно, получать прибыль после вложения инвестиций. Еще один аргумент: город способен предоставлять услуги кинотеатров по более низким ценам, нежели коммерческие структуры.

Решение горсовета вызвало шквал негодования директоров многих киевских кинотеатров. Директор «Киевской Руси» Станислав Сытник считает, что им «просто перекрывают кислород», ведь финансовых вливаний от города кинотеатр не получает, поэтому конкурировать с частниками все сложнее. Цены на билеты руководство «Киевской Руси» повышать не решается, поскольку опасается потерять зрителей.

Ненужные кинотеатры

Россияне проблему кинозалов, не используемых по прямому назначению, решают путем избавления от бесполезной площади и легко перепрофилируют их под торговые и даже офисные помещения. Речь идет о более чем полутора сотни кинотеатров, которые находятся в собственности Москвы, но не используются по назначению потому, что находятся на территории спальных районов. Здания планируют или продать, или сдавать в аренду, причем городские власти готовы предоставить коммерческим покупателям полный карт-бланш: кинотеатры можно будет как сохранять в первоначальном виде, так и перестраивать и реконструировать под торговые центры.