Кучма потерял каспийскую нефть. Гончар нашел

Заместитель председателя правления «Укртранснафты» Михаил Гончар заявляет, что Украине для решения проблем с обеспечением нефти необходимо в первую очередь восстановить доверие партнеров по строительству трубы «Одесса - Броды». А каспийской нефти для нее

Господин Гончар, недавно на встрече с представителями Мирового банка секретарь СНБО Анатолий Кинах заявил, что энергетическая безопасность Украины будет достигаться за счет увеличения собственной добычи нефти и газа. Означает ли это, что диверсификация поставок энергоносителей в Украину уже неактуальна?

Нет, не означает. Просто здесь речь идет об изменении структуры общего баланса энергопотребления в стране. В Украине она гипертрофированна: очень высок удельный вес потребления газа. Если взять страны Европейского Союза, то там в структуре общего потребления энергоресурсов газ занимает чуть больше 20-22%, где-то порядка 40% - нефть. А в Украине все наоборот: больше 40% - газ, а нефть – порядка 20%.

Сейчас разрабатывается энергобаланс, где уменьшается доля газа и увеличивается доля ядерных энергоресурсов. Но даже при сегодняшней положительной динамике добычи нефти и газа Украина не в состоянии обеспечить собственными энергоресурсами свои потребности.

Кучма потерял 40% каспийской нефти

Две недели назад экс-президент Леонид Кучма заявил буквально следующее: «Нам лапшу на уши вешали, что каспийская нефть пойдет. Я же знал, что этой нефти нет - американцы «Баку - Джейхан» загрузили всего на 60%. Нет нефти!» Как вы можете прокомментировать это заявление?

– Кучма окружил себя теми, кто ему качественно лапшу и вешал во время частых встреч с представителями российских нефтяных компаний. Я не знаю, о каких 60% он говорил, - может быть, это загрузка технологической нефтью, которая необходима при запуске нефтепровода «Баку – Тбилиси - Джейхан»? Сейчас на территории Азербайджана идет прокачка технологической нефти - больше миллиона тонн, и этот процесс планово занимает несколько месяцев. По планам АМОК (Азербайджанский международный операционный консорциум) предполагается, что к 2010 году главные месторождения - Азери, Чирак, Гюнашли - выйдут на уровень годовой добычи под 50 млн. тонн нефти в год, и они заполнят мощности нефтепровода «Баку – Тбилиси - Джейхан» в полном объеме.

Какие последствия это будет иметь для Украины?

– Полномасштабное развитие проектов в Азербайджане и в Казахстане увеличивает общий объем выброса нефти на рынок. И наш маршрут, как один из маршрутов поставки каспийской нефти в Европу, становится более востребованным. Нам сейчас надо восстановить доверие тех партнеров, которые уже в 2003 году были готовы воспользоваться маршрутом нефтепровода «Одесса - Броды» для транспортировки каспийской нефти в Европу. Сейчас ведутся переговоры. А те объемы нефти, которые сейчас транспортируют с использованием реверса, надо переключить на Приднепровскую систему нефтепровода.

Такие технические возможности есть, и это выгодно всем сторонам, в том числе и российским клиентам, потому что эта транспортировка будет для них дешевле. Каспийская нефть может сейчас спокойно транспортироваться методом последовательных прокачек по маршруту «Одесса – Броды – Ужгород – Словакия – Чехия - Германия».

Чего на самом деле добилась компания ТНК-ВР, когда прежнее руководство Украины согласилось использовать трубопровод «Одесса - Броды» в реверсном режиме?

– Во-первых, это контроль над украинским трубопроводом. А во-вторых, задержка развития нашего трубопровода в европейском направлении дает фору во времени конкурентным проектам. Один из них это «Бургас - Александруполис» (Болгария - Греция). А координатором этого проекта как раз и является ТНК-ВР.

Самый логичный проект – НПЗ в Бродах

Во время предвыборной кампании премьер Янукович, а затем премьер Тимошенко говорили о необходимости построить в Украине новый нефтеперерабатывающий завод, поскольку все мощные отечественные НПЗ находятся в собственности российских производителей нефти. Какова сейчас ситуация в этом вопросе?

– Заявления Тимошенко о строительстве НПЗ то в Феодосии, то в порту Южном выглядели наивно. Это прожектерство. Украина действительно потеряла нефтепереработку в силу неразумной приватизационной политики. Но самый логичный проект, который мог бы быть реализован, – это строительство НПЗ в Бродах. Сейчас разработку этого проекта ведут две отечественные компании - «Стек» и «Агролит» и две американские – «Комокси» и «Бортекс-Энтерпайз».

Недавно президент Ющенко встречался с руководителями международного холдинга ТНК-ВР для обсуждения инвестирования в модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей. Как вы думаете, могут ли такие встречи повлиять на то, чтобы НПЗ не останавливались на ремонт всякий раз, когда в Украине начинается посевная или сбор урожая?

– Должен быть определенный профессиональный формат такого рода встреч. Как показал опыт предшественника на посту нынешнего президента, такие встречи – это порочная практика. Тем более что стратегия энергодобывающих компаний и в России, и в Татарстане сейчас направлена на то, чтобы инвестировать в собственную нефтепереработку и экспортировать уже готовую продукцию.