Бизнесу нужна ясность

Александр Пасхавер, экономист, Центр экономического развития: «Когда вертикаль «крышевания» взяточничества вдруг не работает, тогда новая власть оказывается перед лицом несовершенных, формальных инструментов»

Власть должна иметь независимую информацию. Это в каком-то смысле канал принудительной информации. Президент и Кабинет Министров сидели и слушали. И независимо от того, каковы будут дальнейшие действия, - это уже польза. Кроме того, не я это придумал, но думаю, исключительно удачным является название этих слушаний - «Вызовы, рожденные свободой». Как я себе представляю, это значит: старая власть передала новой множество проблем, но для власти очень важно понимать, какие проблемы новые.

Помимо тех старых, которые уже оговорены, и по которым имеется решение (поскольку процесс их обсуждения уже давно начался), появились и новые проблемы, которые вызвал приход новой власти.

В центре обсуждения были следующие вопросы. Это открытая политика, отказ от инструментов теневой политики, которая вызывает ряд внешних кризисов. Один из них - кризис управляемости. Когда вы отказываетесь от теневых инструментов управления, таких, как, скажем, должность как кормушка для чиновника или угрозы судебного расследования как дисциплинарный фактор. Когда ранее доведенная до самого верха вертикаль «крышевания» взяточничества вдруг не работает – тогда новая власть оказывается перед лицом формальных инструментов, являющихся несовершенными, которые на протяжении пятнадцати лет адаптировались к теневым инструментам. А отказ от теневых инструментов в управлении государством вызывает кризис. Бизнес же совершенно не терпит хаоса, ему нужны четкие и ясные отношения с властью.

Вторая проблема опять же – это проблема открытой политики. Для старой власти проблема легитимизации бизнеса в глазах общества не была актуальной. Как только вы начинаете открытую политику в отношении всех общественных проблем, эта проблема встает исключительно остро. В конце концов, реприватизация есть форма легитимизации, это, на мой взгляд, совершенно неверная и опасная форма, но это и попытка.

И третий - это вопрос протекционизма отечественному предпринимателю. Если у вас есть теневые формы управления, в конце концов, мы можем рассматривать дешевую продажу какого-нибудь завода или любого крупного предприятия отечественному олигарху - как форму протекционизма, только теневого. Теперь если вы отказываетесь от таких форм, то возникает вопрос о легальной открытой политике в отношении бизнеса и в отношении крупного бизнеса в частности.

Это все проблемы открытости, проблемы отказа от теневых механизмов. Кроме того, представляется исключительно важным обсуждение следующих вопросов:

- постиндустриальная парадигма, как правительство должно ее реализовать;

- крупный бизнес как инновационный механизм;

- совместные проекты власти и бизнеса как национальные проекты;

- обязанность власти создать позитивный образ предпринимательству;

- достижение энергетической безопасности и как привлечь бизнес к этому;

- поддержка социально ответственного бизнеса.