Бензин требует вмешательства

Цены на топливо могут рухнуть в любой момент. В связи с этим правительство лоббирует повышение ставки ввозной пошлины на светлые нефтепродукты

Сейчас идет активная подготовка законопроекта, предусматривающего повышение импортных пошлин. Верховная Рада может рассмотреть его в ближайшее время. В настоящее время в Украине действует нулевая ставка ввозной пошлины на светлые нефтепродукты, установленная во время майского кризиса.

По мнению заместителя министра экономики Владимира Игнащенко, установив слишком низкий уровень ввозной пошлины, Украина "несколько перегнула с открытостью внутреннего рынка". Отечественным НПЗ с немного устаревшими производственными технологиями и, соответственно, небольшой глубиной переработки нефти трудно конкурировать с более дешевыми и качественными импортными нефтепродуктами, отмечает он.

«Будут приниматься меры, которые позволили бы исправить ситуацию. Вопрос рассмотрят в ближайшее время, поскольку он уже перезрел», – обещает Игнащенко.

Заместитель министра добавил, что, кроме повышения ставки ввозной пошлины до экономически обоснованного уровня, правительство изучает также другие варианты поддержки отечественного производителя нефтепродуктов. Владимир Игнащенко обратил внимание на то, что в связи с сокращением переработки нефти на украинских нефтеперерабатывающих заводах уменьшились объемы ее транспортировки по трубопроводной системе, что привело к существенному снижению поступлений в государственный бюджет.

Как сообщил «ДЕЛУ» Андрей Кущ, начальник управления реализации нефти, газа и продуктов нефтегазопереработки компании «Укрнефть», сейчас отечественные нефтеперерабатывающие заводы не заинтересованы покупать и перерабатывать нефть. Им невыгодно это делать в связи с наличием на рынке дешевого импортного продукта. Именно поэтому, по мнению Куща, 15 ноября фактически провалились аукционы на Украинской межбанковской валютной бирже. Тогда из заявленных 51,1 тыс. тонн нефти не было продано ни одной. На Украинской фондовой бирже наблюдалась аналогичная ситуация: из заявленных 52,9 тыс. тонн было реализовано меньше половины.
Александр Городецкий, президент компании "ТНК-ВР Украина" отметил, что группа ТНК-ВР разделяет озабоченность правительства ситуацией на рынке и поддерживает намерения повысить размеры ввозной пошлины на нефтепродукты. По его информации, основной поток импорта нефтепродуктов (около 80%) идет из России и Беларуси, где нефтеперерабатывающие заводы получают российскую нефть без начисления экспортной пошлины (с 1 октября она составляет $180 на тонну сырья). В связи с этим их продукция имеет значительное ценовое преимущество перед продукцией украинских НПЗ.

Около 20% импорта обеспечивает Литва. Мозырский (Беларусь) и Мажейкяйский НПЗ (Литва) в технологическом плане значительно совершеннее даже таких относительно высокотехнологических заводов, как Лисичанский и Кременчугский, что опять же позволяет зарубежным производителям вытеснять украинский продукт на второй план. «Мы считаем вопрос повышения ввозных пошлин крайне важным и своевременным»,– резюмирует Александр Городецкий. По словам Владимира Сапрыкина, директора энергетических программ Центра Разумкова, импортные нефтепродукты сейчас занимают более 30% на рынке.

По прогнозу Владимира Сапрыкина, возобновление ввозных пошлин может привести к некоторому повышению цен на нефтепродукты. Эксперты затрудняются назвать размеры возможного скачка цен. Ведь, во-первых, на рост цен влияет множество факторов, не связанных с размером ввозной пошлины. Во-вторых, пока не известно, какая именно ставка ввозной пошлины будет установлена.

В октябре переработка нефти на украинских НПЗ сократилась на 5,54% по сравнению с сентябрем и на 30,32% по сравнению с октябрем прошлого года до 1,31 млн. тонн. В октябре нефть перерабатывали четыре из шести нефтеперерабатывающих заводов. Херсонский НПЗ не работает в связи с плановым ремонтом оборудования, Одесский остановлен на основательную реконструкцию. Начал работу Дрогобычский НПЗ, на котором еще совсем недавно не действовала ни одна производственная установка. Сократили объемы производства Лисичанский НПЗ, контролируемый ТНК-ВР, и Надворнянский НПЗ, контролируемый группой ПриватБанка. И только украинско-татарский Кременчугский НПЗ немного улучшил производственные показатели.