Харьковские авиастроители ставят на Ближний Восток

Генеральный директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) Павел Науменко рассказал о ближневосточном интересе, планах выхода на международный заемный рынок и несовершенстве законов.

Что изменилось в работе ХГАПП после объединения авиапредприятий в корпорацию «Антонов»? Принесет ли пользу такое объединение?

Я думаю, пока еще рано говорить о результатах работы объединения. Корпорация находится на начальном этапе. Идет процесс выработки стратегий, общей политики, подбираются специалисты.

Что касается пользы объединения, то мне хотелось бы перефразировать Сенеку: когда человек знает, к какой пристани держит путь, для него все ветра будут попутными. Смею надеяться, что у всех предприятий – участников объединения будет выработано единое представление об этой пристани.

Как вы оцениваете сегодняшние позиции харьковского авиазавода?

ХГАПП является наиболее успешным заводом СНГ, выпускающим гражданскую авиатехнику. С 1999 по 2004 год мы продали 19 самолетов (для сравнения – суммарный объем производства всех российских производителей за этот период составил 20 машин).

В 2005-м мы сдали еще два самолета и до конца года планируем передать заказчику еще одну машину. В разной степени готовности на предприятии находятся более 30 самолетов, все они обеспечены контрактами.

Как это отражается на финансовом положении?

В прошлом году предприятие вышло на безубыточный выпуск новой техники. Чистая прибыль за девять месяцев 2005 года составляет 900 тыс. грн.

Ваш завод не первый год участвует в международной выставке авиационной техники в Дубае…

ХГАПП рассматривает ближневосточное направление как один из стратегических векторов для продвижения своей продукции. Именно поэтому мы стремимся наиболее широко представить свою технику на крупнейшем авиационном форуме региона – Dubai AirShow.

Здесь мы демонстрируем больше самолетов, чем любое другое самолетостроительное предприятие СНГ. Судите сами: на выставке Dubai-2005 ХГАПП стал единственным украинским предприятием, представившим авиационную технику и сразу два самолета семейства Ан-74 – транспортный конвертируемый Ан-74ТК-200 и административный Ан-74ТК-300VIP, который, кстати, впервые показан в регионе.

Какие результаты дает такая активность?

Сегодня мы пожинаем первые плоды своей активной маркетинговой деятельности. Предыдущий авиасалон в Дубае стал для Харьковского авиазавода весьма продуктивным. Демонстрировавшиеся на выставке самолеты заинтересовали много авиакомпаний и организаций этого региона.

В результате сегодня в портфеле ХГАПП в общей сложности заказы на 18 самолетов Ан-74 различных модификаций и еще десять опционов на них. Есть также заказы на пять Ан-140-100.

В этом году авиасалон сложился для нас даже более успешно. Выставка подтвердила – благодаря появлению модификации Ан-74Т-200А с цифровым пилотажно-навигационным комплексом и административной версии Ан-74ТК-300VIP семейство Ан-74 претендует на весомую долю авиационного рынка стран ближневосточно-североафриканского региона в сегментах легких транспортных и корпоративных самолетов.

Новые самолеты дают нам возможность открыть самый емкий и платежеспособный рынок трех китов Ближнего Востока – Саудовской Аравии, Иордании и Объединенных Арабских Эмиратов. Во время выставки я встречался с наследным принцем Дубая Мухаммедом Аль Мактумом и принцем Иордании Фейсалом Бин Рашидом. Первые лица этих государств выразили желание в скором будущем увидеть в авиапарках своих стран харьковские машины. В целом речь идет как минимум о 20 самолетах Ан-74 и 25 Ан-140.

О каких суммах идет речь?

Это близко к сумме $600 млн. Поэтому предварительные договоренности, достигнутые в Дубае, открывают перспективы для заключения в будущем очень выгодных контрактов.

Какие вы можете выделить самые перспективные переговоры?

Мы находимся в начале длинного переговорного пути, однако я с большим оптимизмом смотрю в будущее. Мы предлагаем уникальный продукт, ведь самолетов, равных новым Ан-74, на рынке пока нет. И это будет определяющим фактором.

Вместе с тем предприятие продолжает активную работу со странами Северной Африки, где мы уже выполняем ряд контрактов. После выставки мы отправились в небольшое турне с презентациями нового Ан-74ТК-300VIP. Они состоялись в Судане и Египте. В эти страны мы поставляем или планируем поставлять Ан-74 других модификаций. И новый самолет – на той же платформе, но абсолютно другого класса, заинтересовал наших партнеров.

На выставке достигнута ключевая договоренность о поставках самолетокомплектов Ан-140 в Иран. Самолетостроительная корпорация HESA заинтересована в значительном ускорении процесса производства Ан-140 для иранских авиакомпаний. Наши иранские партнеры ставят перед собой амбициозные планы – в последующие четыре с половиной года произвести около 40 новых самолетов.

В рамках кооперированного производства Ан-140 в ближайшее время ожидаем и согласования стратегического плана отношений с Самарским заводом (Россия), где также развернуто производство этих машин.

Какую продукцию вы призводите сейчас и планируете на будущее?

Харьковская площадка по сборке Ан-140 сегодня загружена работой по контракту с азербайджанским концерном АЗАЛ. Мы рассчитываем закончить поставки самолетов в Азербайджан в начале следующего года.

Следующий заказчик будет из Украины – мы ведем активно переговоры с Министерством транспорта и связи о поставках не менее семи Ан-140 для отечественных авиакомпаний. Я надеюсь, что этот чрезвычайно важный как для нашего предприятия, так и для авиакомпаний заказ мы начнем выполнять уже в 2006 году.

Будет ли ХГАПП производить Ан-148 или его части после сертификации самолета?

 – Наше предприятие принимает активное участие в программе создания Ан-148. Мы уже поставили комплекты крыльев, другие важные агрегаты для первых двух опытных машин. Помогли киевскому заводу «Авиант» подготовить оснастку для серийного производства.

В серийном производстве зоной нашей ответственности будет центроплан крыла. В 2006 году наши партнеры по кооперации – «Авиант» и Воронежское акционерное самолетостроительное общество – ждут от нас поставок не менее шести агрегатов. Так что если два других сборочных завода не будут справляться с заказами, мы в любой момент сможем протянуть руку помощи.

На какие проекты будет направлен кредит Альфа-Банка? Намерены ли вы привлекать еще какие-то средства?

Кредитная линия от Альфа-Банка на $40 млн. открывает новую страницу в работе предприятия по привлечению инвестиций. Ранее предприятие могло пользоваться лишь достаточно дорогими кредитными ресурсами украинских финансовых институтов.

Это был необходимый этап, мы доказали свою финансовую стабильность и состоятельность. И благодаря успешной политике заимствований на внутреннем рынке сегодня мы можем претендовать на более низкие процентные ставки уже на международном рынке.

Соглашение с Альфа-Банком – лишь первый этап комплексной программы Харьквоского авиазавода по оптимизации кредитного портфеля. Мы рассчитываем, что эти средства пойдут на программу производственной модернизации, позволят оптимизировать финансовую политику предприятия и пополнить оборотные средства.

Второй этап – выход на международный заемный рынок. В частности, на завершающей стадии находятся переговоры с одной из европейских финансовых групп, созданной для привлечения инвестиций на украинский рынок и финансирования проектов в ведущих отраслях промышленности. Мы работаем над совместным проектом стоимостью несколько десятков миллионов долларов, который также будет направлен на финансовое сопровождение производственного цикла на ХГАПП.

Что предусматривает прогр амма модернизации производства?

Техническое переоснащение и оптимизация производства – главные цели Харьковского авиазавода на следующий год. Начнем с комплексного анализа производственного процесса, для чего мы будем привлекать польских консультантов. Далее определим поставщиков оборудования. Уже сейчас ведем переговоры с несколькими производителями.

В первую очередь предприятие намерено обновить оборудование цехов механической обработки, производство композитов – нам необходим еще как минимум один автоклав.

Параллельно ведем работу по повышению эффективности системы управления и контроля качества. ХГАПП – одно из немногих предприятий отрасли, сертифицированное по стандартам ISO 9001-2000.

Аудит системы менеджмента качества, проведенный на предприятии специалистами авторитетного международного бюро Quality Veritas Intl., подтвердил высокий уровень производства и системы качества, введенной на ХГАПП.

С какими проблемами сталкивается ваше предприятие?

Прежде всего, не надо рассматривать отдельно взятое предприятие, которое в автономном полете может вырваться к олимпийскому золоту. Существует авиационная отрасль, которая развивается по законам бизнеса. И существует рынок, внешняя среда, не подчиняться законам которого – путь заведомо проигрышный. Но в Украине, впрочем, как и в других странах, существует еще одно игровое поле – это поле власти, государства. К сожалению, авиационное производство очень зависит от всех этих факторов.

Проследим, к примеру, одну простую цепочку. Для того чтобы техника была конкурентоспособной, необходимо производить ее на современном оборудовании. Мы, предприятие, наладившее производство и сбыт авиационной техники, не можем себе позволить переоборудовать цеха в одночасье. У нас нет для этого свободных средств. О государственном финансировании, даже частичном, речь не идет.

И здесь количество вопросов растет, как снежный ком. Я имею в виду и законодательную базу, которая способствует росту инвестиций, и налоговые льготы, льготы по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, позволяющие быстро обновить активную часть основных фондов. Нельзя оставить без внимания и высокие таможенные пошлины, которые не дают приобрести оборудование, комплектующие, аналогов которых в Украине нет.

Также хочу упомянуть несовершенство законодательства о валютном регулировании. В нем не учтена специфика авиационного производства, когда по заключенным контрактам валютная выручка должна поступить на счет предприятия в течение 90 дней, в то время как цикл производства летательного аппарата составляет семь-девять месяцев.

Если же рассматривать успешность не столько финансовую, сколько маркетинговую, то здесь я сторонник политики продвижения единого украинского бренда «Антонов», под маркой которого должны работать все предприятия авиационной отрасли страны.

Как обстоят дела с исками, которые харьковское авиапредприятие предъявило АНТК им. Антонова?

Вы, очевидно, знаете, что ХГАПП вынужденно было вовлечено в хозяйственные споры. С первого дня судебного соперничества между партнерскими предприятиями мы заявляли о вреде, который может быть нанесен всей авиационной промышленности нашей страны. И год назад, и сегодня мы говорим о готовности решить все недоразумения путем переговоров, заключить мировое соглашение. Надеюсь, что уже в ближайшем будущем мы придем к такому результату. Иначе быть не должно, и мне кажется, что это понимают все.