Паркинговый бизнес в столице

Некая компания в Киеве скупает автопаркинги. Используя связи в столичных властных структурах, она «предлагает» инвесторам продавать их по заниженной цене. «ДЕЛО» узнавало, какие компании могут стоять за этими схемами

Киевская городская государственная администрация намерена в ближайшее время ввести тендеры для реализации комплексной программы дорожного движения и создания современной системы парковки. В рамках программы также предусматривается создание сети гаражей, паркингов и объектов дорожного сервиса.

Дорожка к Киевсовету

Представители Ассоциации специалистов по недвижимости в интервью «ДЕЛУ» заявили, что некие компании, владеющие подземными паркингами или занимающиеся их эксплуатацией, оказывают давление на собственников крупных офисных и торговых центров с целью скупки паркингов по заниженным ценам. «Я знаю, что нечто подобное происходило в некоторых бизнес-центрах, но им отказали. По крайней мере, бизнес-центр «Олимпийский» (улица Красноармейская, 72 – «ДЕЛО») на это не пошел», - заявил собеседник «ДЕЛА», пожелавший остаться неизвестным. Он отказался назвать компании, которые делали такие предложения, однако отметил, что они поступали от фирм, занимающихся паркингом. Представитель Ассоциации также объяснил, что хотя паркинговый бизнес в Киеве пока далек от монополизации, но уже представлен крупными операторами.

Одним из них выступает компания «Центросервис», работающая в торгово-развлекательном центре на улице Бассейной, 6. Ее паркинг – один из лучших и дорогих в Киеве. Причастность «Центросервиса» к фактам давления на собственников бизнес-центра «Олимпийский» «ДЕЛУ» в Ассоциации не подтвердили, сообщив только, что «Центросервис» владеет паркингами преимущественно в центре и прилегающих к нему районах. «Но это не совсем наш вопрос, - сказал наш собеседник. – Вы лучше обратитесь в Киевский горсовет, к тем депутатам, которые имеют отношение к этой фирме. Точно не подскажу, к кому обращаться, потому что не знаю. Знаю только, что там кто-то из киевских депутатов. То ли Старовойт, то ли Березников».

Владимир Старовойт, избранный в Киевсовет по округу №43, является членом партии «Єдність», в Киевсовете входит в состав фракции Социалистической партии и является членом постоянной комиссии Киевсовета по вопросам землепользования. Он занимается консультативной деятельностью в области экономики, торговли и финансов. В качестве советника по экономическим вопросам сотрудничал с торговыми предприятиями Киева, в том числе с фирмой «Сузір’я» и издательским центром «Право-захист». Также в биографии сказано, что с 2001 года Старовойт работает экономическим советником председателя правления банка «Национальные инвестиции». Там корреспонденту «ДЕЛА» сообщили, что в банке депутат бывает крайне редко. Вместе с тем, помощник Старовойта Юрий Пивовар сообщил, что его шеф не имеет никакого отношения к паркинговому бизнесу. Прежде всего потому, что «этот бизнес не интересен». «Он занят, - убеждал Юрий Пивовар. – Все паркинги относятся к городскому хозяйству». Кроме того, помощник депутата утверждал, что Старовойт не имеет никаких бизнес-отношений с Александром Березниковым.

Депутат Березников прошел в нынешний состав Киевсовета по округу №29. В столичном парламенте он человек далеко не новый, поскольку был депутатом и двух предыдущих созывов. Березников является членом фракции «Батькивщина» и председателем постоянной комиссии Киевсовета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса. Березников работал главным консультантом по юридическим вопросам объединения «Зеленая столица», заместителем начальника по правовым вопросам объединения «Житло-инвест», сейчас - заместитель начальника объединения «Житло-инвест» Главного управления жилищного обеспечения Киевгорадминистрации. Занимая высокую должность в такой приближенной к высшим городским властям компании, он, конечно, мог бы как-то влиять на паркинговый бизнес в столице. Однако корреспонденту «ДЕЛА» Березников заявил, что не имеет никакого отношения к киевским парковкам и тем более к компаниям, которые на этом рынке работают. «Вы лучше обратитесь к депутату Непопу», - сказал он.

Что знают инвесторы

Вячеслав Непоп представляет в Киевсовете фракцию «Наша Украина». В местный парламент он прошел по округу №80 и является членом постоянной комиссии Киевсовета по вопросам градостроительства и архитектуры. После окончания вуза работал инженером на АНТК им. Антонова. В 1998 году стал директором фирмы ТММ. С самим Непопом «ДЕЛУ» поговорить не удалось, зато с нами охотно пошел на контакт генеральный директор ТММ Николай Толмачев. Он рассказал, что в Киеве паркинговым бизнесом (владеют парковкой и эксплуатируют ее) занимаются несколько компаний, однако, по его словам, «они не очень-то выпячиваются». Как инвестор крупных офисных центров и жилых комплексов, в которых, как правило, предусмотрены подземные паркинги, ТММ, конечно, должна была знать о ситуации с киевскими стоянками. Однако на вопрос «ДЕЛА», существует ли в украинской столице практика притеснения строительно-инвестиционных компаний с требованием продавать за бесценок парковки, Толмачев сообщил: «Если есть договор, то это уже не противостояние сторон. Как можно давить? Все равно придется договариваться». Он отрицает факты давления на инвесторов, не знает о высокопоставленных киевских чиновниках, через которых такие сделки проходят, и не слышал о том, что кого-либо вынуждали продавать паркинг по низкой цене. Вместе с тем он утверждает: «Мы построили паркинг на улице Владимирской, 49-а. Компания ТММ продала его фирме «Кан» еще на старте строительства по минимальной цене, которая практически не покрыла даже себестоимость. А сейчас, конечно, жалеем». Однако сожалеют строители по более банальной причине. «Просто времена были такие – деньги были нужны. А поскольку компания заплатила все деньги сразу, стоимость паркинга получилась такой низкой, - объяснил Толмачев. «Было у нас все по обоюдному согласию. Но следующий паркинг, который мы строим, продавать уже не будем», - добавил он. А сама фирма «Кан», по словам Толмачева, этот паркинг эксплуатировать не будет. «Продаст по местам и отдаст нам на эксплуатацию», - заявил он, добавив, что «Кан» также владеет двумя парковками в «Новом проезде» (Бессарабский квартал).

Как найти фирму «Кан»?

За разъяснением ситуации мы решили обратиться в фирму «Кан». В телефонной справочной службе компании с таким названием не было. Поэтому мы решили съездить на улицу Владимирскую, 49-а, где «Кан» купила паркинг.

Найти телефон компании, через которую осуществляются договоры по аренде подземного паркинга, оказалось не так просто. Рабочие заявили, что ничего не знают, и посоветовали обратиться за информацией к охранникам. Ни одного из них на территории стройки мы не нашли. Поблуждав по лабиринтам неоконченного офисного центра, мы неожиданно вышли к уже сданному в эксплуатацию, стоящему рядом жилому дому. Его строительством занималась ТММ. В застекленной пристройке одного из подъездов мы нашли охранника, который о хозяевах паркинга ничего не знал. Не увидели мы нужной информации и на входных дверях дома, которые пестрили объявлениями. Пришлось обойти все подъезды дома, и в самом дальнем из них охранник нас порадовал. Несколько минут он рылся в кипе бумаг. Достав потрепанный листок бумаги, он сказал: «Запишите номер фирмы «Кан». Спросите Андрея Александровича». И объяснил: «Сейчас все паркуются во дворе, но скоро будет подземный паркинг».

Позвонив по указанному номеру, мы получили ответ, что это - центральный офис, а вопросами паркинга занимается администратор Сергей, номер телефона которого нам любезно предоставили. Фирму «Кан» мы обнаружили на все той же улице Владимирской, хотя ее «прописка» - Ярославов Вал. Об аренде паркинга именно на этой улице мы и спросили Сергея. «Пока это не ко мне вопрос, - сказал он. – По крайней мере, к тому паркингу я никакого отношения не имею». Поскольку такой ход разговора нас не устраивал, мы уточнили, что речь идет о доме, который достраивает ТММ. Собеседник поменял интонацию и сказал: «Тогда это не Ярославов Вал, а улица Владимирская. Там есть дом, и к тому паркингу я, в принципе, имею отношение». Сергей предложил дать номер телефона человека, «с которым вы будете решать все финансовые вопросы». На наш вопрос, относится ли Геннадий Добровольский, которого он нам порекомендовал, к компании ТММ, Сергей объяснил: «Он относится к другой компании, которая владеет именно паркингом. ТММ продала нам свои подземные гаражи еще на стадии инвестирования».

Добровольский сразу назвал стоимость паркинга. «Это цена для продажи?» - уточнили мы. «Да», - ответил Геннадий. «Нас больше интересует аренда. Для 20 машин», - сказали, в свою очередь, мы. Геннадий объяснил, что сейчас фирма рассматривает лишь вопросы продажи. «Но мало ли что в жизни бывает, правда?» - философски заметил он. На вопрос, где мы можем еще посмотреть парковки, Геннадий сказал: «Ну, еще у нас есть парковка возле «Мандарин-Плаза». «Компания «Центросервис?» - уточнили мы. «Да-да, - оживился Геннадий. – Я переговорю с учредителями паркинга. Мы решим вопрос, будем ли продавать паркинг на улице Владимирской или частично сдавать в аренду. Я переговорю и свяжусь с вами».

В свидетельстве на право осуществления предпринимательской деятельности ООО «Центросервис», которое представлено в свободном доступе на паркинге по улице Бассейной, 6, было указано, что выдано оно Печерской районной в городе Киеве госадминистрацией 26.05.2003, а в книге жалоб и предложений генеральным директором ООО «Центросервис» был записан Мурованский Г.А.

Позвонив по номеру телефона администрации паркинга, указанному на одном из презентационных щитов перед въездом на парковку в «Мандарин-Плаза», мы попросили соединить нас с Мурованским. Он объяснил, что компания «Центросервис» имеет отношение только к двум паркингам: на улицах Бассейной и Владимирской. И связывать свою деятельность ни с какими другими паркингами в городе Киеве пока не планирует. О ситуации с давлением на инвесторов крупных строительных объектов и требованием продавать паркинги по заниженным ценам он слышит впервые. «Центросервис» – это эксплуатирующая организация, как ЖЭК, к примеру, и мы не являемся владельцами подземных парковок», - заявил Мурованский. На наш вопрос, является ли собственником паркинга на улице Бассейной та же компания, которая владеет торговым комплексом «Мандарин-Плаза», Мурованский ответил, что «это не «Мандарин-Плаза», это две разные структуры». Такой вот он, закрытый, паркинговый бизнес…