Статус Крыма выше, а полномочий — никаких

Владимир Кулиш рассказал «ДЕЛУ», что птичий грипп под контролем, проблема русского языка – спекулятивна, а «страсти» вокруг ЧФ РФ – предвыборные. Кроме того, Кулиш против политической самостоятельности автономии и сознательно отстранился от предвыборной г

Кулиш – один из самых влиятельных людей в автономии. Прежде всего, это объясняется прямой линией с первым лицом государства. С одной стороны, представительству присуще неприметное функционирование. С другой, именно здесь разрабатываются многие проекты, имеющие определяющее значение для будущего республики.

До назначения представителем президента вы занимали только экономические должности. Тем не менее вы согласились с назначением. Почему?

– Это было решение президента, а решения президента не обсуждаются. Я с большим авансом принял это достаточно серьезное предложение. Это большая ответственность, и я понимал, что придется продолжать заниматься экономикой. Собственно говоря, представительство сегодня если не половину, то треть своей деятельности посвящает экономике и социально-экономическим проблемам. Причем иногда в экстремальном порядке. По ситуации с газом, по птичьему гриппу, да и «проблемой Алчевска» – приемом детей из замерзающего города – наряду со всеми тоже занималось представительство президента: мы проверяли готовность наших здравниц, встречали и обеспечивали расселение детей.

Чрезвычайные ситуации не сильно мешают основной работе?

– По любому остается ряд серьезных, стратегических проблем и проектов, которые инициировал президент. Прежде всего, это земельный вопрос и его решение. 21 ноября 2005 года был подписан указ президента по результатам июльского заседания Совета национальной безопасности и обороны. Если бы он в полной мере был выполнен, в том числе и некоторыми центральными и местными органами власти, сегодня мы избежали бы многих конфликтных ситуаций в этой сфере, в том числе по депортированным.

Ведь только с 1991 года 800 с лишним миллионов гривен выделено из государственного бюджета, а проблема не снята. То есть мы, во-первых, не провели инвентаризацию этих средств, толком не знаем, удалось или не удалось решить социально-экономические проблемы – и не только крымско-татарского народа.

Вопрос, по сути, упирается в выделение земли?

– Что касается земельных отношений, то сегодня мы плотно работаем с правоохранительными органами с точки зрения нарушений законодательства. Мы доложили правительству и Секретариату президента свое видение по земельным вопросам. Сегодня прокуратура даже не успевает иногда отменять сотни решений местных советов, которые так спешат, ведь заканчивается срок их пребывания у власти. В нарушение многочисленных законодательных норм впопыхах принимаются решения и лоббируются чьи-то интересы. Но есть указ президента, в том числе учитывающий те перспективные программы, в разработке которых я принимал участие – «Морской берег» и «Питьевая вода».

Насколько известно, они так и не утверждены.

– К сожалению, они пока остались в стадии концепций программ, хотя отдельные мероприятия по тем или иным вопросам принимаются. Стоимость программы «Питьевая вода» – под миллиард гривен. Должен быть разработан механизм не просто привлечения средств, а софинансирования, то есть демонополизации этой сферы. «Морской берег» – вообще шикарная программа может получиться, там не только рекреация, но и освоение новых территорий. Предусматривалась перестройка всей экономики.

Позволяет ли социально-экономическое положение Крыма всерьез задуматься над реализацией таких амбициозных программ?

– Все зависит от двух вещей: политической воли парламента и правительства Крыма и ситуации, которая будет гарантировать стабильность инвестиций. Ведь еще в конце лета у нас были серьезные инвестпредложения по различным направлениям, в том числе по строительству дорог, реформированию системы водообеспечения, мусоропереработке.

К сожалению, политическая нестабильность фактически затормозила инвестора, не позволила вкладывать серьезные ресурсы в крымскую экономику. Если сегодня удастся все же избрать парламент, способный создать дееспособное правительство, которое возьмет на себя ответственность хотя бы за обеспечение политических гарантий внесенных вложений, в 2006-2007 годах Крым ожидает серьезный экономический подъем.

Наблюдатели прогнозируют, что выборы не выявят явного лидера, а коалиционные правительства будут сменять друг друга.

– Сегодня рано говорить о коалиционных договоренностях, но в крымском парламенте действительно будет порядка 15 политических сил или лидеров, которые приняли участие в выборах в составе каких-либо блоков. Парламент будет достаточно разношерстным, хотя 3-4 крупных блока могут сформироваться. И кто получит хотя бы 50 плюс 1 голос, тот и способен будет сформировать правительство. Кто это будет – однозначно сказать нельзя.

А вам не предлагали баллотироваться по какому-нибудь списку?

– Я сознательно не участвую в этой гонке. В силу занимаемой должности я должен быть объективным и обеспечить равные условия участникам с точки зрения соблюдения прав, прозрачности, недопущения нарушений закона.

Сейчас практически крымские политики говорят о восстановлении прав автономии. Ваше мнение – надо ли их восстанавливать и в каком объеме?

– Все зависит от взаимоотношений центральной и региональной власти. Если они хорошие – то всегда идет диалог. Если плохие – диалога не получается, и кто-то хочет перетянуть на себя те или иные полномочия. Так уже сложилось, что сегодня автономия недостаточно использовала те полномочия, которые были определены еще первой Конституцией.

Как вы относитесь к идее экономической и политической самостоятельности Крыма?

– Экономическую самостоятельность – поддерживаю. Но с политической самостоятельностью я бы не спешил. В государстве идут глобальные политические процессы, ведется дискуссия о будущем устройстве Украины. Да, сейчас Крым только называется Автономной Республикой, но под этим названием не заложено никаких существенных оснований. Ведь до сих пор не во всех законах корректно прописано понятие «имущество, принадлежащее Автономной Республики Крым». Мы не имеем даже прав областных советов, потому что на уровне республики у нас нет территориальной громады как первичного субъекта и имущественных, и неимущественных правоотношений.

Так зачем же Крыму был нужен особый «автономный» статус?

– Очень уж спешили те, кому нравилось название. Мы имеем статус выше, а реальных полномочий – меньше. Но я думаю, что в свете политической реформы много чего произойдет в государстве. Хотя это явно дело не одного года. Сначала следует разделить имущество, собственность и землю по статусу, разграничить бюджетные потоки, а потом говорить о правах, полномочиях и ответственности.

Перед выборами регулярно поднимается вопрос о статусе русского языка. Сейчас, например, инициируется вопрос о референдуме по приданию русскому языку статуса государственного на территории Крыма.

– Проблема русского языка – спекулятивна. Она возникает как раз в пиковые периоды политической активности – перед выборами. Сегодня по Конституции Крыма, а это Закон Украины, у нас три языка, имеющих равный статус – русский, украинский и крымско-татарский. И кто сегодня видит в чем-то ущемление?

Вы отслеживаете конфликт вокруг объектов Черноморского флота в Крыму?

– Свои выводы должна сделать украинско-российская подкомиссия, дать подробный анализ проблемы и решить этот вопрос.

По вашему мнению, это предвыборные «страсти»?

– На 100%. Это вопрос, на котором очень удобно получить какие-то дивиденды.

По вашему мнению, не отпугнут ли курортников новости, потоком идущие из Крыма – о птичьем гриппе, проблемах в ЖКХ и конфликте вокруг ЧФ?

– Крым очень зависит от любой нестабильности. Соседи-конкуренты, которые обладают определенными возможностями, в том числе рекреационными, очень удачно используют это в своих интересах. Но мы сами обнажаем эти проблемы, и мы знаем, как их решать. Птичий грипп под контролем. Проблемы в ЖКХ были всегда, просто эта критическая ситуация с самыми сильными холодами за последние 60-70 лет, нетипична. Много спекуляций было вокруг того, что новая власть должна поднять тарифы, но речь идет не о поднятии тарифов, а о приведении их в соответствие с реальной стоимостью. Вторая проблема – демонополизация. Эти морозы показали – кто имел мини-котельную, кто имел локальное тепло- и водоснабжение, тот выиграл. Кроме того, правительство Крыма выделило средства на ряд мероприятий, связанных с рекламной кампанией. Я не думаю, что будет спад. Наоборот, Крым показал, что даже в тяжелых условиях может быстро перестроиться, и даже сезонные здравницы способны работать зимой.

В прошлом году сменились три состава Совета министров Крыма. В двух словах, чем каждое из них отметилось?

– Каждое правительство имело свою специфику. Начну с последнего – оно коалиционное. Слабое место – это отсутствие командной игры. Сложно премьер-министру Бурдюгову, так как это правительство изначально было временным – до выборов. На долю этого состава выпали тяжелые испытания, но оно справилось.

Правительство Анатолия Матвиенко рассчитывало работать на очень длительную перспективу. Поэтому оно занялось крупными проектами. Правительству Матвиенко удалось очень серьезно раскрутить бренд Крыма – не только в Украине, но и в мировом масштабе. На всех форумах Крым звучал как открытый регион для инвестиций. Неудача этого состава только в том, что ему не удалось реализовать задуманное.

Правительство Куницына оставило достаточно серьезный задел. Все-таки Крым был на 13 месте по уровню социально-экономического развития среди украинских регионов.

Бюджет Крыма-2006 преподнесен как самый перспективный и социально направленный из всех принимавшихся ранее. Вы считаете так же?

– Да, бюджет 2006 года имеет свои положительные отличая от предыдущих. Это концентрация финансовых ресурсов, программно-целевой метод финансирования, четкая определенность бюджетных целей и абсолютное увеличение расходов на социальную сферу, что дает возможность обеспечить финансовую стабильность в автономии на этот год. В то же время он имеет некоторые недостатки, в частности, отдельные программы не подкреплены ресурсами.

Вступая в должность председателя Совмина Крыма, Анатолий Бурдюгов сказал, что его правительство будет работать до выборов. Недавно он заявил, что намерен бороться за премьерское кресло и после выборов. Каковы его шансы на победу?

– Выборы все покажут. Но он слишком мало времени работает премьером, чтобы сегодня иметь возможность защитить себя и доказать, что это правительство эффективно. Он будет подвергнут жестокой критике, причем многими политическими силами, как и любое другое правительство перед выборами. Меня сейчас больше всего интересует качество будущего парламента. Скорее всего, в него попадут 10-15 заметных политических игроков, но проблема заключается в том, смогут ли они между собой договориться для формирования правительства.