Сюрпризы Богодара-утешителя

Увидев на сцене массивный электроорган и литавры, публика, пришедшая на концерт «Киевских солистов», поняла, что ее ждет не только струнный «бриз»

В то время как другие камерные оркестры столицы иногда полугодиями томят меломанов в ожидании сколь-нибудь полнокровного концерта, «Киевские солисты» с мобильностью конницы Чингисхана играют даже там, где порой еще не ступала нога украинского музыканта.

Сюрпризы к 10-летию

К своему десятилетию виртуозы Которовича подошли с внушительным резюме побед: от знаменитой «Варшавской осени» и французского Сената до японского Экспо-2005 с сингапурской «Эспланадой» в придачу. Готовятся к выпуску нескольких полноценных альбомов. Для первого уже записан концерт Шумана (солистка Мирослава Которович). Словом, «Киевские солисты» на деле оправдывают метерлинковское напутствие искателям музыкальных откровений: «Идите к сцене – если там будут скрипки, они вас утешат».

Впрочем, на концерте, состоявшемся в филармонии в прошедшие выходные, слушателей утешали не только скрипки. Пришедшую в Колонный зал публику сходу поразил массивный вид занимающего полсцены электрооргана. Взгромоздившиеся рядом литавры подтвердили подозрение, что на концерте будет не только струнный «бриз», но и настоящие «буря и натиск». А присоединившиеся в первом же произведении две валторны (вот оно, умение на ходу трансформироваться в настоящий оркестр) вместе со струнниками демонстрировали качество не хуже, чем недавно гастролировавшие в Киеве «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова.

Эксклюзивные сувениры

Словно вопреки доминирующему принципу их репертуарной политики – играть музыку преимущественно романтического направления – нынешний концерт «Солисты» посвятили отметившему на днях свое 250-летие Вольфгангу Амадею Моцарту и французским композиторам XX века. Почти все первое отделение занял моцартовский Дивертисмент ре-мажор. Слушатели, наконец, смогли услышать не только искрометные пассажи первой его части, давно ставшие фирменной росписью «Киевских солистов», но и все шесть разделов этого масштабного произведения (его изысканные скрипичные соло достались чуткому инструменту концертмейстера оркестра – Мирославы Которович).

Сам маэстро Богодар попеременно дирижировал Моцарта то с лукавством знатока-гурмана, то с воистину юношеской восторженностью. А на аплодисментах, не имея возможности вывести на сцену самого композитора, потрясал его партитурой. Приступив затем к Анданте фа-мажор, «Солисты» продемонстрировали дорогостоящее по нынешним временам умение дарить публике действительно эксклюзивные сувениры – ведь об этом «музыкальном чуде», написанном Моцартом для часового механизма, а в сценическом варианте воплощенном в чистейших вибрациях восьми скрипок, много кто слышал, но мало кому удавалось лицезреть его «живьем».

Во втором отделении, наконец, прояснилось назначение электрооргана. Валерий Михалюк (этого господина нередко можно заметить на верхушке второго яруса Колонного зала, аккомпанирующего филармоническим хорам и оркестрам) на сей раз спустился на землю и без сопровождения исполнил внушительную по протяженности сюиту «Посвящение Фрескобальди» Жана Лангле. Что дало возможность передохнуть оркестру, но отнюдь не залу: полимодальные гармонизации григорианских распевов, обильно умащенные диссонансами, заставляли слушателей не только собирать в кулак все способности к аналитическому восприятию музыки, но временами даже и горевать по божественной моцартовской ясности.

Душевное равновесие публике вернул лишь вновь появившийся на сцене Богодар Которович. Приведя с собой множество струнников и одного литавриста, маэстро продирижировал концерт для органа с оркестром Франсиса Пуленка. За это красочное и удивительно гармоничное произведение в тот вечер им многие остались благодарны.