В тему

Что такое «налоговая амнистия»

Под налоговой амнистией понимают предложение со стороны государства определенным категориям неплательщиков погасить свою просроченную задолженность по налогам в обмен на отмену наказания, которое могло бы быть наложено за неуплату. В мировой практике существует множество вариаций и условий таких амнистий. Амнистия может осуществляться на общегосударственном или местном уровне. Она может относиться к различным категориям налогоплательщиков. Например, только водители такси или только представители малого бизнеса. Под амнистию может подпадать задолженность, уже выявленная государством, или только находящаяся в судебном споре с государством, или только задолженность, ранее налоговым органам неизвестная. По условиям амнистии может подлежать уплате вся сумма задолженности с набежавшими процентами, а может быть потребована выплата налога на сокрытый доход по новой, обычно более льготной ставке. Выплата задолженности может происходить либо сразу, либо в рассрочку. Считается, что, рассчитавшись с государством по старым счетам, налогоплательщик получает возможность легализовать все свои сбережения и начать налоговую жизнь с «чистого листа», не опасаясь уголовной ответственности. В свою очередь государство имеет возможность пополнить бюджет за счет поступлений просроченных налогов.

Мировой опыт

Налоговую амнистию с переменным успехом проводили многие страны: США, Аргентина, Бельгия, Германия, Индия, Ирландия, Италия, Кипр, Пакистан, Филиппины, Франция, ЮАР. Классическим образцом успешной амнистии считается налоговая амнистия в Ирландии в 1988 году. Собранные средства составили 2,5% ВВП этой страны.

В США регулярно проводятся амнистии на уровне отдельных штатов. С 1982 по 1997 годы 35 штатов провели в жизнь различные программы налоговых амнистий. В общей сложности было собрано $2,1 млрд., самые успешные программы увеличили поступления в местные бюджеты на 1-3%.

Амнистия в Индии в 1997 году признана на редкость удачной – в ней приняли участие 466 тыс. налогоплательщиков и было собрано около $2,5 млрд.

Удачным считается опыт Кипра, где в 2004 году был принят закон, по которому теневые доходы с 2002 года могли быть задекларированы по налоговой ставке 5-6,5%.

Негативным считается опыт Германии 2003-2004 годов, где вместо запланированных 5 млрд. евро в бюджет от проведения налоговой амнистии, было получено лишь EUR 1,2.

Из стран постсоветского пространства самым удачным считается опыт Казахстана, который в результате проведения амнистии в 2001 году вернул в национальную экономику около $500 млн. В России попытки осуществить такую амнистию были начаты еще в 1993 году, но до сих пор не реализованы.